1 марта 2023, 08:58 1 марта 2023, 09:58 1 марта 2023, 10:58 1 марта 2023, 11:58 1 марта 2023, 12:58 1 марта 2023, 13:58 1 марта 2023, 14:58 1 марта 2023, 15:58 1 марта 2023, 16:58 1 марта 2023, 17:58 1 марта 2023, 18:58

Томская область станет первым регионом России, где внедрят новое решение для безопасности полетов беспилотников

  • Фото: пресс-служба администрации Томской области.
    Фото: пресс-служба администрации Томской области.
Томская область станет первым регионом России, где будет внедрено новое решение по повышению безопасности, прозрачности применения и доступности воздушного пространства для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

За счет использования действующей технологической инфраструктуры госинформсистемы "ЭРА-ГЛОНАСС" государственные ведомства смогут получать в некорректируемом виде юридически значимую информацию о полетах авиадронов, при этом точные координаты БПЛА в случае происшествий будут автоматически передаваться экстренным службам.

Как сообщает пресс-служба областной администрации, соглашение о создании и развитии соответствующего проекта, предполагающего использование исключительно российских технологий, подписали губернатор Томской области Владимир Мазур, ректор Национального исследовательского Томского государственного университета Эдуард Галажинский и генеральный директор АО "ГЛОНАСС" Алексей Райкевич.

Напомним, в Томской области в рамках установленного год назад экспериментального правового режима создан опытный район по эксплуатации беспилотных авиационных систем и сняты нормативные барьеры, препятствующие эксплуатации БПЛА с максимальной взлетной массой более 30 килограммов. Авиадроны могут использоваться для доставки широкого спектра грузов до полутора тонн, аэрофотосъемки и сельскохозяйственных работ. Эксперимент продлится три года, по его результатам будут приняты дальнейшие шаги по развитию в стране беспилотной авиации.

"Президент России поставил задачу создать в стране новую отрасль экономики – беспилотную авиацию. Сегодня мы делаем очередной шаг к решению этой задачи, выполнить которую можем и должны одними из первых в стране. В Томской области есть все условия для создания новой отрасли и локализации производств беспилотных авиасистем: лучшие университеты, высокотехнологичные компании, кадры для новой экономики, ведущие индустриальные партнеры", – подчеркнул Владимир Мазур.

Площадкой для тестирования цифровой инфраструктуры и разработки технологий по использованию искусственного интеллекта для оптимизации полетов БПЛА станет ТГУ. Помимо этого, университет уже приступил к разработке системы сертификации пилотов авиадронов.

"Сотрудничество позволит ТГУ решить широкий спектр задач и применить для сферы беспилотия те исследовательские решения, которые уже разработаны командами университета в области технического зрения, робототехники, искусственного интеллекта, квантовых коммуникаций, математического моделирования, новых материалов. В складывающейся высокотехнологичной отрасли ТГУ будет генерировать интеллектуальный продукт, который будет реализован в том числе через роялти. Второе направление, интересное университету, – это подготовка кадров: от инженеров для сложных междисциплинарных областей до программ дополнительного образования, например, для операторов беспилотных систем", – отметил Эдуард Галажинский.

"ЭРА-ГЛОНАСС" помимо аварийного оповещения и передачи координат экстренным службам в случае чрезвычайных происшествий обеспечивает обмен данными с Единой системой организации воздушного движения РФ и государственными ведомствами.

Гендиректор АО "ГЛОНАСС" Алексей Райкевич отметил, что совместный проект с Томской областью и ТГУ станет важным шагом в преодолении таких ключевых барьеров массового коммерческого применения авиабеспилотников на всей территории России, как сложность интеграции в общее воздушное пространство, невозможность подтверждения в онлайн-режиме принадлежности БПЛА и соблюдения заявленных маршрутов.

"Достоверные и юридически значимые данные, передачу которых обеспечивает госинформсистема "ЭРА-ГЛОНАСС", формируют доверенную среду для всех задействованных государственных ведомств и надзорных органов. Такое решение обеспечивает прозрачность полетов авиадронов и открывает возможность для интенсивного применения беспилотников во всех действующих и перспективных сервисах", – сказал Алексей Райкевич.

Возможности эффективного использования "ЭРА-ГЛОНАСС" для расширения применения БПЛА отработаны на малой авиации. В прошлом году система стала единственным инструментом для продолжения работы воздушных судов при обработке сельхозземель в период "закрытого неба" в южных регионах страны. Она обеспечила получение, обработку и передачу достоверной информации о полетах в Минобороны России.

Ранее эффективность "ЭРА-ГЛОНАСС" подтвердили учения по спасению экипажа самолета Ан-2, потерпевшего условную аварию в Красноярском крае на местности, идентичной акватории Северного Ледовитого океана. Информация об инциденте была оперативно передана службам авиационного поиска и спасения.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация