В КнАГУ помогают строить Суперджет Нью: как работает студенческое КБ в Городе юности
Эти опытные образцы в производственном центре корпорации "Иркут" примут участие в испытательной программе – 2023. Суперджет Нью – новый самолет и новое слово в гражданском авиастроении. Полностью отечественный – прямо из этих ворот лайнер отправится на летное поле.
Без отрыва от производства идет реконструкция цеха – выстраивается прямоточный конвейер. Сотни, а то и тысячи деталей оснастки, необходимых в процессе сборки. И конструировать их помогают студенты.
Дмитрий Бей, студент КнАГУ:
"Рамка стоит на месте будущего кухонного модуля, она предназначена для точного размещения данного модуля. Также мы с командой спроектировали рамки-имитаторы гардероба и туалета".
Рамки, имитирующие крупные и тяжелые бортовые модули, разработали для "примерки" – где именно и как они будут крепиться в салоне. При этом сейчас ничего не мешает электромонтажным работам, а в последующем – установке другого крупного оборудования.
Владислав Стельмащук, студент КнАГУ:
"Опыт работы в МКБ дает, прежде всего, знания и навыки, которые мы потом можем применить на производстве. Сейчас мы причастны к созданию новой серии Суперджетов – это Суперджет Нью, которые полностью отечественные с импортозамещенными деталями".
Решать недетские задачи под потребности производства студенты начали около двух лет назад. Молодежное КБ получает заказ, проводит замеры и с головой погружается во взрослую конструкторскую работу.
Мария Полковникова, студентка факультета машиностроительных и химических технологий КнАГУ:
"Сами нашей командой большой закупали, подбирали профиля, размеры, и собирали. Сами и раскручивали, приходили к преподавателям, к фрезеровщикам, говорили, как лучше. Нам нужны были какие-то мелкие чертежи, которые мы не учитывали. При этом, познакомились практически со всем персоналом, они нас всех уже знают, и мы их уже не боимся!".
Каждое изделие проходит все производственные этапы: проектирование, механообработку, испытания, но главное – контроль со стороны заводских наставников. Создают оснастку на базе вузовского технопарка, а потом помогают внедрять на линии сборки лайнеров. Так появилась эта автоматизированная раскатная эстакада, чтобы монтировать хвостовое оперение самолета – аналогов нет!
Александр Устинов, ведущий инженер-конструктор технологического департамента отдела подготовки производства:
"Применяя современные технологии – это лазерных радаров, лазерных трекеров, которые устанавливают, которые дают точную сборку, за год молодежное КБ выполнило уже более 30 проектов оснастки, которые уже частично внедрены в производство. Сейчас у нас одна из основных задач – это импортозамещение, и работают над проектом стапелей дверей на наш новый самолет".
Сотрудничество – обоюдно полезное: это и ценный опыт со стороны заводских конструкторов и инженеров, и возможность применить науку в реальном секторе производства.
Дмитрий Ри, директор технопарка КнАГУ:
"У нас с ПАО "Иркутом" есть совместная тема – так называемая стапельная сборка и, соответственно, в планах у завода и у нас – данную рабочую группу направить именно на этот приоритетный проект для завода".
Пока еще студенты – для предприятия в дальнейшем – это готовые ценные кадры, а глобально – помощь в решении вопросов импортозамещения и промышленной безопасности. На повестке – новый отечественный самолет и еще много новых задач.