Обнаружение и изучение чёрных дыр Вселенной 2 марта 2023, 12:02 2 марта 2023, 13:02 2 марта 2023, 14:02 2 марта 2023, 15:02 2 марта 2023, 16:02 2 марта 2023, 17:02 2 марта 2023, 18:02 2 марта 2023, 19:02 2 марта 2023, 20:02 2 марта 2023, 21:02 2 марта 2023, 22:02

В чёрную дыру Млечного Пути засасывает странный объект

Заявление сделали астрономы из США, которые уже много лет наблюдают за дрейфом таинственного шара под названием X7.

В течение десятилетий учёные наблюдали за путешествием таинственного шарообразного объекта под названием X7 вокруг сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути.

Астрономы хотели понять, откуда он взялся и что собой представляет. До сих пор ни одно из предположений не смогло оправдать себя.

Анализируя поведение X7 за последние 20 лет, учёные обнаружили резкое изменение формы X7. Объект увеличился почти в два раза.

Это изменение может означать, что странный шар состоит из обломков, выброшенных в космос во время относительно недавнего столкновения двух звёзд. Но где тогда эти слипшиеся светила?

"Ни один другой объект в этом регионе не показал такой экстремальной эволюции", — рассказывает астрофизик Анна Чиурло из Университетм Калифорнии в Лос-Анджелесе.

Вначале X7 был похож на комету, и учёные думали, что на него дует звёздный ветер или же его вытягивают струи частиц, вылетающие из центральной чёрной дыры Млечного Пути.

Всего через несколько лет это возможное облако пыли и газа, оставшееся от столкновения звёзд, будет все более и более вытягиваться в нитку и в конце концов упадёт в чёрную дыру. Это произойдёт почти на глазах астрономов, в пределах ближайших 170 лет.

"Очень интересно наблюдать значительные изменения формы X7 в таких мельчайших деталях за относительно короткий промежуток времени, поскольку гравитационные силы сверхмассивной чёрной дыры в центре Млечного Пути влияют на этот объект", — говорит астроном и соавтор Рэнди Кэмпбелл из обсерватории Кека на Гавайях.

X7 имеет некоторое сходство с другими загадочными "каплями", вращающимися вокруг галактического центра, известными как G-объекты.

Их учёные впервые описали около 20 лет назад. Но до сих пор не ясно, что это. Поначалу они выглядели как газовые облака, но при этом вели себя как звёзды.

По мере движения вокруг чёрной дыры они сначала вытягивались, а затем возвращали себе форму шара и даже сжимались до более компактной формы (для последнего процесса внутри облака должен был находиться центральный объект большой массы, например, остатки звезды).

Возможно, G-объекты были звёздами, которые слились вместе, создав огромное облако вещества. Гравитация слившейся звезды может удерживать его возле себя, но саму звезду при этом не видно.

Исследование, опубликованное в 2021 году, показало, что один из этих объектов, G2, представляет собой облако, скрывающее сразу три новорождённых звезды. Однако, что же располагается внутри остальных G-объектов и какова их природа, пока не известно.

X7 чем-то похож, но также значительно отличается от G-объектов. Его жизнь явно более драматична, чем у объектов G.

"Возможно, газ и пыль X7 были выброшены в момент слияния двух звёзд, — говорит Чиурло. — Тогда слившаяся звезда скрыта внутри оболочки из пыли и газа. Этим X7 похож на G-объекты".

Поскольку внутри X7 нет массы, скрывающейся в его центре, продолжительность его жизни будет меньше, чем у меняющих форму G-объектов. И это ещё одна причина, по которой другие представители этого вида ещё не были обнаружены.

Между тем слившаяся звезда, которая породила X7, может быть где-то близ центра галактики, на своей собственной отдельной орбите. Возможно, она уже даже найдена (её орбита подозрительно похожа на орбиту объекта G3).

Астрономы продолжают наблюдения. X7 тем временем всё ближе и ближе к гибели за горизонтом события чёрной дыры.

"Продолжительное наблюдение за X7 позволит нам отследить эти экстремальные изменения, — пишут исследователи. — Всё это закончится рассеиванием остатков этой интригующей структуры".

Исследование объекта было опубликовано в издании The Astrophysical Journal.