"ЧВК Редан" лопнула как мыльный пузырь
"Рёдан" – новое подростковое интернет-сообщество – не на шутку встревожило многих родителей. Так что это за загадочная субкультура? Кто надувает этот пузырь? Команда программы "Дежурная часть" провела расследование. Ниточки привели на Украину.
В центре Ростова-на-Дону что-то вроде игры в догонялки. Подростки бегут в разные стороны, не обращая внимания на поток машин и пешеходов. Такие же "забеги" – в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Курске и Москве. Бегуны, как выяснилось, ловили "пауков". Так называют любителей аниме – подростков с похожими прическами, в черных футболках и рисунком паука с цифрой "4" на спине. Кто-то в Интернете запустил фейковый проект и почему-то назвал "ЧВК Рёдан", свалив в одно название два никак не связанных понятия.
Экстремистские призывы, словно вирус, быстро распространились по молодежным сообществам. Уже известно: посты активно публиковались с украинских IP-адресов, которые были созданы и профинансированы, возможно, спецслужбами Украины. Некоторые всерьез восприняли придуманную организацию и решили втянуться в игру. Удивительно, но кто-то решил собрать молодежь именно в выходной день, когда у подростков много свободного времени, которое они проводят в фудкортах торговых центров, где бесплатный Интернет.
Первые столкновения начались в московском торговом центре "Авиапарк" 19 февраля из-за необычного внешнего вида поклонников аниме. Эдакая буря в стаканчике с фудкорта. На следующий день драки уже происходят в столичном "Маркос-Молле". Затем стычка молодых людей у метро "Лубянка".
Драки начались и в питерском торговом центре "Галерея". Столкновения подростков произошли и в некоторых сибирских городах. Подобные инциденты случились в Белоруссии и на Украине. Ситуацией тут же воспользовались блогеры и каналы, которые гнались за хайпом. Мирное движение любителей японских мультиков демонизировали и сделали из него аналог бойцовского клуба в виртуальном пространстве. Украинские Telegram-каналы стали стравливать подростков. Попытки взбаламутить молодежь были и раньше.
"На протяжении всего года неоднократно Центр информационно-психологических силовых операций с Украины пытается организовать эти диверсии с нашими подростками и молодежью. Спецслужбы уже неоднократно это пресекали. К сожалению, локальный бытовой конфликт в одном из торговых центров так называемыми ребятами-рёданами, которые представляют собой аниме-субкультуру, и околофутбольными фанатами стал возможностью для наших недругов манипулировать той молодежью из Интернета, стравив их в других городах", – считает Артем Метелев, председатель Комитета Госдумы РФ по молодежной политике, руководитель платформы "Добро.ру".
Уже известно, что информацию об инцидентах сразу же подхватило одно из экстремистских сообществ Центра информационно-психологических операций Украины под названием "Бутылка", – Telegram-канал якобы принадлежит скандальному блогеру Владиславу Позднякову. Похоже, что именно его руками и был создан несуществующий фейк-проект, на который попались многие авторы Telegram-каналов и даже некоторые журналисты и активно распространили информацию в своих сетях. Так появились первые ложные сообщения о том, что участники группы избивают представителей других субкультур и иностранцев. На самом деле это был специально запущенный фейк, чтобы стравить подростков.
Аниме – японская мультипликация – зародилось в начале ХХ века. Название "Рёдан" – это своеобразная отсылка к японским комиксам. "Геней Рёдан" – один из кланов, и каждый член организации носит татуировку паука со своим номером на брюшке. Видео с подростками в стилизованной одежде быстро разошлось по соцсетям. Пользователи начали фантазировать о якобы появившейся организации, которая ведет охоту на анимешников, а тем приходится отбиваться.
"На мой взгляд, никакой организацией это назвать нельзя. Это группа молодых людей или группа подростков, которые индуцируют друг друга, которые по механизму заражения часто действуют", – говорит Екатерина Васкэ, доктор психологических наук, профессор.
Подобное уже происходило. Несколько лет назад участники рейдов называли себя паль-патрулями и требовали, как они сами выражались, "пояснить за шмот". Например, к Ивану из Подмосковья подошли подозрительные люди, которым не понравилось, как он одет. Ивана приняли за неформала. Вопросы вызвал его длинный черный плащ. Практика придираться к внешнему виду пришла в 50-е годы во времена субкультуры стиляг. Потом были хиппи, панки, металлисты и гопники. Теперь вот анимешники в центре внимания. Им не нужна никакая специальная организация.
"Сути и содержания нет, глубины нет. Главное – форма, красота, стиль, что мы в одной банде, мы соберемся вместе, мы едины, пойдемте кому-то морду набьем", – отметил журналист Роман Голованов.
Кое-где провокация сработала. В Москве конфликтом подростков в крупном торговом центре заинтересовались полицейские.
Еще одна версия мистификации под названием ЧВК "Рёдан" – это спланированная и хорошо проплаченная серия игры Atomic Heart. Создатели проекта добились своей цели – об этой игрушке узнали многие пользователи соцсетей. Очень резкая и быстрая смена кадров в аниме действует гипнотически. Помимо того что это вредно для глаз и психики, идеи видеокартинок подсознательно побуждают к определенным поступкам.
На ситуацию вокруг мнимого движения анимешников обратили внимание и депутаты Госдумы: "Одно дело, если речь идет об увлечении молодежи каким-то мультфильмом, другое – если это замаскированные под молодежную субкультуру попытки вовлечь подрастающее поколение в криминальную среду, массовые беспорядки и драки"; "Никакого преступного сообщества, организованного из субкультуры, которая пытается устраивать драки в нашей стране, нет. Это важно понимать, что на протяжении нескольких лет эти ребята мирно существовали, обмениваясь друг с другом картинками, какой-то музыкой, объединившись вокруг общих интересов и убеждений".
Тема защиты молодежи от негативного информационного фона обсуждалась на встрече в Общественной палате. Понимание есть. "Нужно совершенствовать систему воспитания, образования и досуга детей. Конечно, важно уделять особое внимание вопросам безопасности в сети Интернет и проводить такие уроки для школьников", – считает Екатерина Мизулина, исполнительный директор Национального центра помощи детям, глава Лиги безопасного Интернета.
Очевидно, что ажиотаж вокруг охотников на пауков оказался словно кому-то на руку. Несуществующей организации даже придумали название. Но, по словам самих любителей аниме, для них любые прозвища обидны. А стиль героев мультфильмов – всего лишь способ самовыражения, что в современном обществе не может быть поводом для конфликтов. Но за хулиганство в общественных местах придется отвечать. Надо отметить, что фейковый интернет-проект, раскрученный экстремистами и украинским Центром информационно-психологических операций, прожил всего-то несколько дней. И лопнул как мыльный пузырь. Родители поняли, что их детей хотели использовать лишь для эффектной картинки, разлетевшейся по Telegram-каналам и соцсетям.