6 марта 2023, 09:44 6 марта 2023, 10:44 6 марта 2023, 11:44 6 марта 2023, 12:44 6 марта 2023, 13:44 6 марта 2023, 14:44 6 марта 2023, 15:44 6 марта 2023, 16:44 6 марта 2023, 17:44 6 марта 2023, 18:44 6 марта 2023, 19:44

С "Первыми моторами России" знакомят на выставке в Музее Гаража особого назначения

  • С "Первыми моторами России" знакомят на выставке в Музее Гаража особого назначения
  • Картинка
    С "Первыми моторами России" знакомят на выставке в Музее Гаража особого назначения
  • С "Первыми моторами России" знакомят на выставке в Музее Гаража особого назначения
Её оформили в стилистике Международного автомобильного салона 1913 года.

С "Первыми моторами России" знакомят на выставке в Музее Гаража особого назначения. Её оформили в стилистике Международного автомобильного салона 1913 года. Ольга Енина – подробнее.

Только в начале XX века автомобилей на дорогах было не так много, как сегодня. А за движением на обочинах приходилось тщательно следить, чтобы под колёса не попали пешеходы, или грузовые тележки не повредили авто. Потому при правостороннем, как сегодня, движении отечественный Руссо-Балт – праворукий. Справа же – и ручной тормоз, и рычаг переключения передач.

"Спереди у нас рукоятка пусковая, запускалась машина рукояткой. Кстати, были проблемы с этим связанные, в момент пуска двигателя происходила отдача, и рукоятка отлетала. Были случаи даже смертельного исхода, в висок попадала железка эта", – отметил старший научный сотрудник Политехнического музея Максим Карташев.

Руссо-Балт К-12/20 с двигателем в 20 лошадиных сил и объёмом немногим больше двух литров – единственный сохранившийся легковой автомобиль этой марки в мире. Собирали эту модель в Риге в 1911-1913 годах, за исключением бельгийских фар да немецких магнитов, из отечественных деталей. Автомобиль славился прочностью, изначально разрабатывался под российские дороги. Специалисты называют его "бриллиантом в короне автомобилизации России".

"Руссо-Балт выпускал серию промышленным способом, не было такого. Американцы повторили опыт Руссо-Балта в Кадиллаке – это было уже после 20-х годов, на пороге 27-29 годов, вот так. Они повторили нас", – отметил автодизайнер, график Никита Розанов.

Почти весь транспорт на выставке – с двигателем внутреннего сгорания, который к этому времени вытеснил всех конкурентов – паровых и электрических – они были не столь популярны. Бензин можно было купить даже в аптеке. Но жемчужиной экспозиции организаторы называют всё же этот электромобиль, который впервые демонстрируется после реставрации. Он единственный на выставке, на котором ездили члены императорской семьи. Британец "Коламбия" был изготовлен для Марии Федоровны в 1901 году в качестве подарка от сестры Александры Датской.

"Такие случаи в мемуарах отмечены, когда садилась батарея, то обратно приходилось возвращаться, впрягая лошадку в автомобиль", – заметил куратор выставки Илья Сорокин.

Увидеть здесь можно трёхколёсный немецкий "Феномобиль", французский "Де Дион-Бутон", он ещё не до конца отреставрирован, но задуман так, чтобы водитель и пассажир сидели лицом к лицу. Среди экспонатов – 9 мотоциклов, в их числе "Россия" самого начала XX века с самосмазывающимися, защищёнными от пыли втулками, а также каретками, обеспечивающими колёсам свободное вращение, тогда это было новшество; и тоже отечественный, но со швейцарским мотором и чуть более поздний "Мото-Рев-Дукс", он был единственным серийным мотоциклом Российской империи. Вся экспозиция посвящена сто десятилетию международной автомобильной выставки в Михайловском манеже, потому и создана в том же стиле, чтобы перенести посетителей в атмосферу дореволюционной России.

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация