"Амадей" – первая премьера сезона на Основной сцене Театра Вахтангова
"Амадей" – первая премьера сезона на Основной сцене Театра Вахтангова. Режиссер Анатолий Шульев представляет сценическую версию самого известного мифа в истории музыки – о Моцарте и Сальери. На пресс-показе была Валерия Кудрявцева.
Анатолий Шульев – ученик Римаса Туминаса, выпускник его мастерской в Щукинском. Ставил в разных театрах, но впервые – на Основной сцене Вахтанговского. В мифологизированном противостоянии Моцарта и Сальери режиссера интересовали темы фатальности в распределении таланта, вечной неудовлетворенности человека собственной жизнью и его беззащитности перед Вечностью. Всем известную историю режиссер и актеры допридумывали вместе, дописывали реплики, дополняли образы, основываясь на изучении документов.
"Когда я начал открывать свидетельства современников, я пытался понять, почему Моцарт вот такой. И они описывают, что он не мог усидеть на месте, все время хватал какие-то вещи, мял их, у него лицо искажалось, он свистел и так далее. И потихоньку-потихоньку складывалась эта история, этот образ", – рассказал режиссер Анатолий Шульев.
Музыку Моцарта, которой, конечно, полон спектакль, Шульев подбирал не самую известную, но которая отзывалась внутри. Ее Виктор Добронравов, исполняющий Моцарта, играет телом. Каждый раз – под аплодисменты зала. Для своей роли Добронравов придумал формулу: Энергия=жизнь=движение=любовь.
"Мы в ходе репетиций придумали, что чистая энергия, которая из него льется, его в общем, его пластика – это его музыка, ноты и движения – это одно и то же. И она из него просто прет, поэтому он на месте усидеть не может, он все время двигается, он все время в постоянном движении", – заметил заслуженный артист России Виктор Добронравов.
"Амадей" Шульева – не о зависти, скорее – о неразделенной любви. Антонио Сальери обещает Богу целомудрие и праведную жизнь в обмен на возможность стать знаменитым композитором. Он с детства убежден, что Бог принял эту сделку. Но дар гениальности Бог отдает Моцарту – бестактному, взбалмошному подростку. Сальери чувствует, что обманут. Он проходит долгий, печальный путь, чтобы в конце произнести свой главный финальный монолог.
"Тема "Я возвращаюсь" – это не пропускать жизнь. Она быстро несется, и она предлагает гораздо больше нам, понимаете, чем наш тайминг, или чем наше расписание, или наши идеи. Научиться ее слышать, вот это для меня тема, потому что я сам с этим воюю всю свою жизнь. Потому что эти предложения, научись слышать, все люди как-то по-своему талантливы", – заявил народный артист России Алексей Гуськов.
Договориться с Богом невозможно. Но возможно прожить жизнь, не тратя времени на зависть. Вместо этого, например, посмотреть страстную, грустную, ироничную и нежную постановку Анатолия Шульева.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.