Смольный институт благородных девиц. Каким было это учебное заведение?
Смольный институт благородных девиц – первое учебное заведение для женщин в России. В нём обучали иностранным языкам, грамоте и арифметике, танцам и вокалу. Главная задача была официально сформулирована так: "дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества". Об этом – в преддверии Международного женского дня – Ольга Скрипкина.
Смольный институт благородных девиц основала Екатерина II по инициативе Ивана Бецкого, общественного деятеля и просветителя.
На обучение принимали девочек из родовитых, но небогатых семей. Отчий дом они покидали на долгих 12 лет.
В Смольном обучали разным наукам. В расписание входили арифметика, грамота, три иностранных языка, этикет, музыка, танцы, вокал и другие дисциплины.
Основной упор в учебе – на правила поведения и слово Божье. Из выпускниц готовили служащих при дворе, которые могли поддержать разговор о религии и вести себя в обществе сдержанно и грациозно. Вслед за Смольным появляются другие институты благородных девиц. Императрица Мария Федоровна основывает Екатерининский институт. Туда тоже принимали только знать. Бесплатно обучали девочек из семей разорившегося дворянства. За деньги – тех, кто был в состоянии оплатить обучение: 400 рублей ассигнациями в год.
"Это на самом деле сумма гигантская. Если учесть, что, например, губернский прокурор, то есть в провинции, в общем-то достаточно приличный чиновник, он получал жалование 600-700 рублей ассигнациями", – заметила заведующая информационно-библиографическим отделом Российской национальной библиотеки Надежда Веденяпина.
Практически одновременно с Екатерининским институтом на территории, которую сейчас занимает педагогический университет имени Герцена, открывают специальные классы для девочек. Из них готовят будущих нянь и наставниц. А чуть позже – домашних учительниц. В 1837-м это вырастает в целый Николаевский институт. Такая система образования существовала вплоть до эпохи либеральных реформ Александра II. В 60-е годы XIX века наравне с мужскими гимназиями открывают и женские.
"Известные педагоги, просветители, такие как Ушинский, Вышнеградский, они сформулировали новый подход к устройству женского образования. Во-первых, это всесословность, это программа, приближенная к мужским гимназиям. Программа с упором, в том числе, и на научные дисциплины", – заметил научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Дмитрий Баринов.
Но девушкам этого было мало. Они хотели изучать углубленно разные науки. Университет оставался недостижимой вершиной.
Поэтому на деньги меценатов в Александровской гимназии открывают Высшие женские курсы, первым директором которых стал историк Константин Бестужев-Рюмин.
"Поступив на курсы, девушки обучались ровно тому же самому, чему обучались юноши в университете. В числе предметов были философия и логика, и богословие, и литература, и история", – заявила профессор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Галактионова.
Поступить на такие курсы было непросто. Брали только тех, кто окончил гимназию с хорошими оценками и принес письменное одобрение от отца или мужа.
"Это была большая проблема. Потому что отношение к высшему образованию и у отцов, и мужей было точно неоднозначным. Но если удавалось получить это разрешение, и если удавалось еще получить свидетельство о благонадежности из полиции, то это был тот необходимый минимум, который было важно представить", – заметила Галактионова.
И только революция 1917 года открыла женщинам все остальные двери. Учиться с мужчинами стали на равных. Сейчас по статистике в петербургские вузы абитуриенток поступает на 5 процентов больше. Преобладает женский коллектив в сферах образования и медицины, на предприятиях общественного питания, финансовых и страховых организациях.
Подписывайтесь на страницы телеканала «Россия-Культура» в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.