Денис Азаров представил пьесу "Дядя Ваня" в Московском Художественном театре
История о глобальном одиночестве и страхе перемен – такой видит пьесу "Дядя Ваня" режиссёр Денис Азаров. Чеховские "сцены из деревенской жизни" он ставит в Московском Художественном театре. Премьера 18 марта. На репетиции побывала Яна Музыка.
Последние прогоны в репетиционном зале – со следующей недели артисты выйдут на большую сцену. Самовар, длинный стол, кресло-качалка, пледы в клетку. Ожидаемый от спектакля по Чехову визуальный код тут – скорее ирония. Та же ироническая интонация – в хореографических сценах.
Денис Азаров, режиссёр: "Есть некая деревня, в которой все занимаются не пойми чем, и поэтому все жители этой деревни вынуждены разучивать классический балет. Это просто ирония над их
псевдоискусствоведческом образом жизни. Никакого смысла в этом нет, это просто шутка".
Парадоксальное распределение. Дарья Юрская была очень удивлена, когда ей предложили роль Марии Васильевны – матери 47-летнего дяди Вани. На вопрос актрисы "Вы хотите, чтобы я сыграла возраст?" Режиссер ответил "Ни в коем случае".
"Это такая мама, которая, по-современному говоря, все время занимается саморазвитием, бесконечно читает книги по саморазвитию, бесконечно занимается какими-то искусствами различными. Всё это дилетантизм, но жизнь её вся в этом", – поделилась заслуженная артистка России Дарья Юрская.
В заглавной роли – приглашенный артист Сергей Епишев. Режиссеру была важна уникальная трогательность, которая есть в этом актере. Сам он эту роль никогда на себя не примерял, мечты сыграть Дядю Ваню не было. Так что предложение Дениса Азарова вызвало онемение. И при этом восторг и актерский азарт.
"Мне кажется, эта пьеса про заключение себя в рабство. Мы все поневоле оказываемся в рабстве у обстоятельств, у физических данных своих, у возраста, у времени, в котором мы живем, у места, в котором мы живем. Как это преодолеть? Как из этого рабства выйти?", – рассказал актер Сергей Епишев.
Идея Дениса Азарова в том, чтобы подняться над сюжетом – сделать спектакль не про несложившуюся судьбу человека, а про глобальный разлад.
"У нас пространство, оно будет как бы с каждым действием расширяться. То есть если у нас в начале там дом, то потом тот дом он расщепляется, то есть у нас в какой-то момент мы не понимаем, они вообще на улице находятся или внутри. То есть оно видоизменяется скорее смыслово", – добавил режиссер Денис Азаров.
Для режиссера важно, чтобы это была не бытовая история. Экзистенциальная тоска, по тому чего никогда не было и не будет.