14 марта 2023, 18:41 14 марта 2023, 19:41 14 марта 2023, 20:41 14 марта 2023, 21:41 14 марта 2023, 22:41 14 марта 2023, 23:41 15 марта 2023, 00:41 15 марта 2023, 01:41 15 марта 2023, 02:41 15 марта 2023, 03:41 15 марта 2023, 04:41

Что важнее: IT-кластер или фабрика Коншиных?

  • Что важнее: IT-кластер или фабрика Коншиных?
  • Картинка
    Что важнее: IT-кластер или фабрика Коншиных?
  • Что важнее: IT-кластер или фабрика Коншиных?
Несмотря на то, что вся семья Коншиных пострадала после революции 17 года, производство было сохранено полностью и стало гордостью Серпухова.

Одна из достопримечательностей Серпухова – комплекс бывшей ситценабивной фабрики Коншиных. Новые собственники планируют построить здесь IT-кластер. При этом они должны восстановить здания, имеющие статус памятников. Репортаж Ксении Егоровой.

Чуть было не снесли, но вовремя остановились. В самом сердце Серпухова на территории фабрики Коншиных были замечены грузовые машины. Появилась новость о том, что бывшую ситценабивную фабрику с богатейшей историей собираются превратить в IT-кластер. Новость напугала общественников, тем более, что десятки лет здания пустуют и факты сноса уже были зафиксированы ранее – в 2015 году – ещё при прошлом собственнике.

Павел Стенчев, председатель Серпуховского районного отделения Московского областного отделения ВООПИиК: "Самая большая потеря для фабрики – это снос бывшей электростанции вместе с котельной. 1914 года. Предположительно архитектор Эриксон был. Это объект культурного наследия, который конечно же без проектной документации на реставрацию, без акта государственной экспертизы трогать нельзя".

Несмотря на то, что большая часть старинных зданий сегодня без окон и крыш, охране подлежат и стены и фундаменты, и в целом весь комплекс. По статусу всё это -достопримечательное место, на территории фабрики два объекта культурного наследия федерального значения и несколько – регионального. Впрочем, новый собственник комплекса, планирующий устройство "IT-кластера" тут же информацию о предстоящем сносе опроверг.

"Максимально мы сохраним все эти здания, даже где просто стены остались или фундамент. Мы уже позвали экспертов, которые экспертизу стен делают, изучают и также с Министерством культуры мы связываемся, обсуждаем, чтобы сделать проект", – сообщил собственник комплекса зданий "Ситценабивная фабрика Коншиных" Умар Кремлев.

Всё это не просто фабрика – настоящий музей промышленной архитектуры. Здесь пряли нити истории легкой промышленности нашей страны представители династии Коншиных. Начинали с небольших объёмов производства и уже к XIX веку выросли в развитую фабричную систему. Коншины талантливо умели преодолевать кризисы – когда заказы на парусину и полотно сошли на нет, освоили без остановки всего цикла производство хлопчатобумажных тканей. Устраивали всё по последнему слову техники – первыми использовали паровые двигатели, первыми электрофицировали, в том числе и город Серпухов, привозили новейшее английское оборудование, обеспечивали жилье для рабочих и всю социальную инфраструктуру.

"Только появилась динамо-машина в 1896 году, он уже опытные образцы, рискуя капиталом, приобретает, ставит и запускает. Стадион, банно-прачечный комбинат, почта, харчевни, пекарни, клуб, чайная с театром на тысячу мест, стадион, притом с лучшим футбольным полем до сегодняшних дней был", – рассказал правнук Н.Н. Коншина Александр Коншин.

Несмотря на то, что вся семья Коншиных пострадала после революции 17 года, производство было сохранено полностью и стало гордостью и градообразующим центром Серпухова – и даже заброшенная фабрика поражает воображение и сегодня.

История ситценабивной фабрики Коншиных хранится здесь не только в старых зданиях или планировке, но ещё и в таких книгах учета тканей, но это, конечно, касается уже советской эпохи.

Снесут как раз корпус советской постройки – он не является объектом культурного наследия и полностью исчерпал свой потенциал. Остальное теперь зависит от качества реставрационных планов и их исполнения – сами жители Серпухова считают, что это историческое место со старинными корпусами Коншиных должно стать живым и осмысленным пространством на карте города.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация