Легендарный Дон Жуан и средневековые латы. Неизвестные широкой публике шедевры из коллекции ДВХМ
В фондах Дальневосточного художественного все экспонаты под номерами, и повернуты к нам изнанкой — так предписано правилами. Как говорят хранители, здесь полотна отдыхают. Такой отдых для девяноста пяти процентов единиц хранения — как сон вечности. Однако иногда экспонаты все-таки видят свет. Как этот уникальный портрет дипломата Дона Хуана Австрийского — прототипа знаменитого Дон Жуана, имя которого за без малого пятьсот лет стало нарицательным.
Андрей Киселев, заместитель генерального директора ДВХМ:
"Работа еще удивительна тем, что принадлежит она перу Коэля Санчеса — работ этого художника всего две в стране. И одна в ДВХМ. Это удивительно".
Написанная в 1570-м году картина ни разу не реставрировалась. Ее только покрывали специальным лаком. Коэля Санчеса современники называли мастером изображения металла. На Доне Хуане — жабо из тончайшего кружева, орден Золотого Руна на цепи, звенья которой стилизованы под огниво и кремень и блестящие доспехи. Офицерские. Солдатскую же кирасу того времени и серебряный клинок — сейчас, редкий случай, можно увидеть в экспозиции Западной Европы.
Сергей Романов, лектор-экскурсовод ДВХМ:
"Если этот клинок посмотреть на просвет — он будет как кружево. Потому что вот эти вот дырочки многочисленные — их в 19-м веке коллекционеры называли скважинами для яда, но на самом деле к яду это не имеет отношения, а имеет отношение к облегчению клинка".
Стилет — кинжал для колющих ударов на самом деле — показатель социального статуса владельца — об этом говорит сложное серебряное литье. Что касается кирасы, то, по словам сотрудников музея, она тяжелая, как пулеметный щит. Поэтому и спасла жизнь своему владельцу — на ней — след от пули — целились в сердце. Как на картине неизвестного мастера "Битва" времен тридцатилетней войны.
Так что в музейных фондах ДВХМ — еще много секретов, которые станут известными всем после размещения в новом здании. Проект уже в работе.