Инцидент в Черном море. НАТО отменяет разведывательные полеты "Жнецов"
Но больше всех Reaper, который уже сбивал другие дроны в США, а в 2021 по ошибке убил 7 детей в Кабуле и провоцировал турецкую ПВО в Идлибе, хотел Киев. Украинское конструкторское бюро "Луч" даже разрабатывало клон Reaper, пока американцы не пообещали подарить оригинал по бросовой цене.
Командующий силами НАТО в Европе экстренно отменил все три запланированных на сегодня вылета MQ-9: один из Италии в направлении Крыма, другой из Литвы в сторону Калининграда, третий из Румынии с курсом на Львов. Мгновенный эффект от того, что впервые за время нынешнего кризиса нанесен прямой военный ущерб США.
"Этот инцидент является суровым напоминанием о том риске эскалации и прямой конфронтации между двумя государствами, обладающими ядерным оружием, который представляет собой война на Украине. В небе над Украиной, в том числе над Черным морем, все чаще появляются самолеты НАТО, включая британские, и, конечно, российские самолеты. Именно поэтому возрастает риск столкновения", – говорит эксперт телеканала Sky News.
"В любой день на черноморском побережье Украины российские и натовские самолеты и военные корабли, пилотируемые и беспилотные аппараты, проносятся в непосредственной близости друг от друга. Это постоянный рецепт кризиса для сверхдержав на грани войны. Ставки повышает тот факт, что обе стороны имеют тысячи ядерных боеголовок в качестве оружия последней инстанции, а риски значительно повышаются из-за безрассудного поведения", – пишет The Guardian.
В Европе, разумеется, полностью приняли точку зрения Вашингтона: инцидент спровоцировали русские летчики, цитата, "непрофессиональным поведением". Зато явно прослеживается несогласие с той частью версии, где речь идет чуть ли не о целенаправленном таране беспилотника.
"В оборонных кругах заявили, что нельзя исключать умысла со стороны российских пилотов. Однако, как сообщается, это маловероятно, поскольку столкновение на такой высоте также поставило бы под угрозу безопасность российского самолета и его экипажа", – пишет Bild.
Профессор Майкл Кларк, специализирующийся на изучении боевых действий, рассказал BBC, что столкновение "почти наверняка было случайностью".
"Я не верю, что какой-либо пилот мог бы намеренно сделать это, не подвергая серьезной опасности свой самолет и собственную жизнь", – считает Кларк.
Газета Daily Mail вспоминает историю воздушных инцидентов с участием русских и американцев, начиная с уничтожения U-2 Гарри Пауэрса в 1960 году и заканчивая уже нынешним временем – встречами в небе Сирии и регулярными облетами натовских кораблей в Черном море на предельно малых высотах.
Однако в медиа и экспертной средах заметно нежелание раздувать нынешнее происшествие до масштабов "казус белли". Есть даже что-то похожее на попытку понять действия российской стороны, которая в условиях ведения боевых действий не хочет, чтоб над ее тылами висели, по сути, вражеские средства разведки – по крайней мере это соображение в кой-то веки не игнорируется.
"Американские беспилотники уже летали над Черным морем до войны. Так что это, конечно, еще более актуально сейчас, и это, конечно, бельмо на глазу России, как реагировать на это сейчас, разумеется, – большой вопрос", – говорит телеканал WELT.
"Слова тщательно взвешиваются: столкновение потенциально серьезное, но власти хотят контролировать свои заявления, чтобы избежать риска эскалации, объясняет военный источник", – пишет Le Figaro.
Из военных источников отдельного упоминания достоин Бен Уоллес – министр обороны Британии, с которой связан самый острый инцидент в акватории Черного моря. 23 июня позапрошлого года эсминец Defender нарушил морскую границу России у побережья Крыма с целью вскрытия времени реагирования и возможностей обороны полуострова. Тогда Британия ссылалась на свое непризнание Крыма российским, дескать, проход эсминца международного права не нарушал. А теперь вот Россия нарушает.
"Главное, чтобы все стороны уважали международное воздушное пространство, и мы призываем к этому русских", – заявил Уоллес.
Какое количество статей и параграфов международного права нарушили США и Британия уничтожением Северных потоков, господина Уоллеса, конечно, не волнует. Но инциденты в Черном и Балтийском морях, при отсутствие очевидных связей, все-таки имеет смысл рассматривать как детали общей картины – это верстовые столбы на узкой дороге со встречным движением: когда у кого-то из его участников нет тормозов, столкновение становится почти неизбежным.
Несмотря на сегодняшнюю отмену всех разведывательных беспилотных миссий, видимо, не приходится пока говорить о том, что у происшествия с американским дроном есть шанс стать моментом какого-то отрезвления, корректировки характера участия США в конфликте на Украине. Отсюда вытекает и самое большое европейское опасение, которое состоит в том, что русские будут сбивать американские беспилотники, даже если у них будет включен транспондер.