Тренажер виртуальной реальности на основе вертолета Ми-8Т для будущих авиаинженеров и техников разработали в Иркутском филиале МГТУ ГА
"Есть возможность открывать различные лючки, например. Получать доступ к тем элементам, которые расположены за ними."
А значит, изучать систему вертолета детально. Тренажер виртуальной реальности разработали в Иркутском филиале Московского государственного технического университета гражданской авиации. На нем будущие авиаинженеры и техники научатся качественно проводить осмотры агрегатов и выявлять потенциальные поломки воздушного судна до его вылета.
"Компьютерную игру какую-то напоминает. Мы также можем ходить, в пространстве перемещаться."
"Да, по сути, так оно и есть. То есть использованы те же самые технологии, тот же самый подход, что и при разработке видеоигр. Только это направлено в образовательное русло", — говорит доцент кафедры летательных аппаратов и двигателей Иркутского филиала МГТУ ГА Сергей Скоробогатов.
За основу для тренажера специалисты взяли вертолет Ми-8Т. Эту модель чаще остальных эксплуатируют в Сибири.
"Мы учим студентов и курсантов реальной версии самолета. Не той, которая была пять лет назад или год назад, а то, что сейчас эксплуатируется, то, что сейчас выпускается. Это приводит к тому, что когда он придет работать в авиакомпанию на этот же самый вертолет, ему будет все абсолютно известно. Его не нужно будет переучивать, доучивать. Он просто придет в авиакомпанию и будет выполнять те функцию, которые ему положены как авиатехнику", — говорит директор Иркутского филиала МГТУ ГА Олег Горбачев.
Виртуальный тренажер — первый этап подготовки будущих специалистов. Затем опытные курсанты допускаются к летному симулятору. Он напрямую взаимодействует с разработанной программой.
Это кабина настоящего вертолета Ми-8Т. Левая приборная панель модифицирована. Она помогает установить связь с компьютером. Тем самым передать параметры полета на тренажер. Чтобы создать эффект реального полета.
Так курсанты смогут отследить, как вертолет реагирует на технические задачи. От этого зависит качество полета.
Исправность всех приборов перед условным вылетом вместе с инструктором проверяет будущий авиатехник Петр Останков. Это его первый полет. Хоть сам Петр в будущем летать не будет, так он изучает, как устроена система воздушного судна в реальности, чтобы при необходимости правильно ее отремонтировать.
"Разница существенная. Одно дело читать, другое дело уже вживую пробовать. Достаточно сложно. Первый раз когда пробуешь, смотришь на приборы, пытаешься ориентироваться. Страшно, пытаешься не уронить ее, не повредить", — говорит курсант Иркутского филиала МГТУ ГА Петр Останков.
Учебный тренажер перед использованием проверил летчик МЧС.
"С его точки зрения адекватность вертолета составляет 80-85 процентов от реального вертолета. Я считаю, это нормальные параметры", — говорит доцент кафедры авиационных электросистем и пилотажных навигационных комплексов Иркутского филиала МГТУ ГА Владимир Попов.
Пока тренажер работает в ручном режиме. В планах у специалистов дооснастить его автопилотом. На этом сотрудники университета останавливаться не собираются. Подумывают над созданием тренажера Ан-24, МС-21 или Superjet.