В день рождения Рудольфа Нуреева зрители увидели его "Лебединое озеро"
16 марта исполнилось 85 лет со дня рождения Рудольфа Нуреева. К этой дате в Москве прошла кино-премьера легендарной записи балета "Лебединое озеро" с участием знаменитого дуэта – Рудольфа Нуреева и Марго Фонтейн. Репортаж Елены Ворошиловой.
"Лебединое озеро" в Венской опере в 1966-ом году с Рудольфом Нуреевым и Марго Фонтейн стало историческим событием. И не только потому, что солистов вызывали рекордные 89 раз. Нуреев сделал новый концепт сюжета, потеснил балерину на второй план и вместо хэппи-энда сделал трагедию.
В день рождения Нуреева "Лебединое" смотрит Петербург, Уфа, Казань, Москва. В кинотеатре "Октябрь" балет идёт в самом большом зале. На показе – солисты Большого театра Игорь Цвирко и Кристина Кретова. Оба танцевали в балете Серебренникова "Нуреев".
Игорь Цвирко, премьер Большого театра: "Какой прорыв он совершил? Безусловно, технический. Потому что то количество времени, которое он провёл в зале, то, какие элементы и то, с какой аккуратностью и качеством он их исполнял, это, конечно, дало европейским артистам большой скачок в развитии их технического оснащения."
Дерзкий и страстный Рудольф Нуреев привнёс дух русского балета на европейские сцены. Но не бесплотный и романтичный, а бьющий и сексуальный. Встреча с Марго Фонтейн определила судьбу Нуреева, совершившего дерзкий побег из Советского Союза. Она была старше на 19 лет, но это не помешало их балетному тандему – самому яркому в 20-ом веке. В интервью Нуреев всегда говорил о Марго, как о своей музе.
Архивная запись Рудольфа Нуреева: "Марго попросила станцевать с ней "Лебединое озеро". Я прилетел из Дании и понял, в таком балете я танцевать не буду. Там было много пантомимы. Марго сказала, что первое "Лебединое" станцевала в 38-ом, когда я родился. Мы посмеялись, потом стали репетировать. Много спорили. Но когда выходили на сцену – споры исчезали. Мы становились одним телом и душой."
Свобода жизни Нуреева выражалась в свободе танца. Танцовщик пересмотрел концепт мужского костюма. Перекроил мужские партии. В "Лебедином" сделал принца Зигфрида под себя.
Новые вариации, эффектные прыжки и даже элементы женской техники. Для Марго поставил по-новому хореографию Чёрного лебедя – это даже сегодня может танцевать не каждая балерина.
Кристина Кретова, солистка Большого театра: "Для меня это очень сложная хореография. Много раз я смотрела и думала, вот если оказаться у них на репетиции, говорила ли Марго: Руди, это неудобно! Или: давай заменим такое-то движение!"
Нуреев изменил финал. Принц Зигфрид тонет в озере. Одетта остается в руках у злого гения, превратившего принцессу в лебедя.
Говорит Майя Фарафонова, куратор музыкальных программ "TheatreHD": "Они создавали химию, равной которой в тот момент в балете не было. Поэтому, конечно, это была сенсация, это было событие, которое хотел увидеть весь мир."
Не только тогда, но и сейчас "Лебединое озеро" Нуреева остаётся сенсацией. Показ фильма пройдёт в 70-ти городах страны.