Французы бунтуют, Париж превратился в свалку
После того как в четверг премьер Франции Элизабет Борн объявила о принятии пенсионной реформы, причем без голосования в Национальной ассамблее, улицы французских городов заклокотали. Лозунг – "Макрона – в отставку!" Стихийные митинги – по всей стране. В столице Франции – баррикады, полыхающие автомобили и магазины, ожесточенные столкновения с полицией. При этом Париж превратился в мусорную свалку, по которой снуют крысы.
Глядя на эти кадры, может сложиться впечатление, что во Франции происходит не то народный бунт, не то революция. Но пока столкновения хотя и яркие, но все же очень локальные. 13-й округ Парижа, ночь на воскресенье. Баррикады из мусорных баков горят хорошо, пожарных митингующие не подпускают, полиция едва успевает перекрывать движение для автомобилей, потом бросается вперед, чтобы выхватить и задержать того, кто первым попадется под руку.
Помимо агрессивной молодежи на пути могут оказаться и члены профсоюзов, которым тоже уже будто по привычке поливают в лицо перечным газом, несмотря на то, что порядок они никак не нарушают. Все это только повышает градус протеста. Задержанных, а их уже больше трех сотен, ставят на колени (с руками за спину) в кустах, чтобы журналисты не снимали, отгоняют жестко – свидетели такого демократического разгона демонстраций никому не нужны.
Бунтовать на площади Согласия запретили, после того как два дня подряд оттуда так же силой и газом пытались вытеснить около 6 тысяч человек. Молодежь не собирается сдаваться, импровизированная баррикада здесь горит прямо напротив Национальной ассамблеи, полиция пускает слезоточивый газ, чтобы разогнать всю эту толпу. Но они раз за разом возвращались, огонь в центре толпы назвали "костром справедливости", в который поочередно бросали портреты политиков, и дружно скандировали, что народ, который однажды на этой же площади в разгар французской революции в конце XVIII века казнил Людовика XVI, сегодня в случае чего может и повторить.
Пенсионная реформа – ключевая для президента Макрона, дважды он делал ее центральной в своей предвыборной программе. Повышение возраста выхода на покой на два года и отмена льгот – по его словам – вещи необходимые, поскольку население стареет, эта статья расходов бюджета становится дефицитной, если ничего не менять.
"Этот путь должен привести нас к важному шагу для нашей страны, шагу необходимому в связи с демографической ситуацией. Население Франции стареет, и поэтому сегодня меньше людей платят в пенсионную систему по сравнению с числом пенсионеров", – сказал спикер французского правительства Оливье Веран.
Работать дольше французы не хотят, отсюда редкое объединение протестных усилий восемью крупнейшими профсоюзами и бессрочная забастовка, но главное, что вызвало последний всплеск народного гнева, – это то, как этот закон был принят. Перед президентом стоял выбор рискнуть и вынести его на голосование в нижней палате парламента после того, как реформу одобрил более лояльный Макрону сенат, или не делать этого, но поставить на карту судьбу своего правительства. Трижды за день он собирал совещание, после чего премьер в итоге объявила о решении провести этот закон силой.
С этого заседания, как пишут французские СМИ, Элизабет Борн вышла в слезах, статья Конституции дает ей право брать на себя единоличную ответственность за принятие закона без согласия парламента, но с одобрения Совета министров, если речь идет о финансах или социальном обеспечении. C 1958 года этот инструмент использовали 88 раз, из них 11 раз это делала нынешняя премьер, претворяя в жизнь политику Макрона, у которого нет для этого абсолютного большинства в Ассамблее.
Оппозиция контратакует – она вынесла сразу два вотума недоверия, один из них – межпартийный от центристов. Расчет на то, что "за" проголосует и часть Республиканской партии, без нее правительство не скинуть. Но, по последним опросам, при необходимом минимуме для принятия вотума в 287 голосов противникам Макрона удастся собрать лишь около 260. Голосование уже завтра.
Вне зависимости от исхода политических баталий давление улицы не ослабевает. Работники части нефтеперерабатывающих предприятий заблокировали все выезды, простаивают терминалы по приему сжиженного газа, отгрузка из газохранилищ приостановлена.
На исходе второй недели забастовки мусорщиков некоторые парижские улицы стали выглядеть так, что шокируют туристов, но еще больше раздражают местные власти, поскольку все пакеты и баки отлично подходят для использования во время демонстраций.
А еще логотип летней Олимпиады впору переделывать – достойное место там займет крыса, шутят в соцсетях. После каждой ночи беспорядков разорванные мешки, частично обгоревшие, заполоняют улицы и проезжую часть. Глава МВД Жеральд Дарманан не выдержал и отдал приказ силой под страхом штрафа и тюрьмы – закон это тоже позволяет – вернуть 4 тысячи мусорщиков на рабочие места.
"Мне бы хотелось видеть, поскольку должность вакантна, чтобы Жеральд Дарманан занял место мусорщика на неделю вместе с Макроном. Пускай они бегут за грузовиком и переворачивают баки, пусть поработают так день или неделю и потом выступят на пресс-конференции и скажут, что это хорошая профессия, где можно работать до 64 лет", – заявил Франсуа Рюффен, депутат Национального собрания Франции.
Силовое управление и навязывание французскими властями непопулярной повестки вкупе с экономическими трудностями, высокой продовольственной инфляцией, энергетическим кризисом приводят к радикализации протеста. Накопилось. Большинство французов, судя по опросам, хочет продолжения бунта, только далеко не все пока готовы выходить на улицы и устраивать его лично. Количество участников массовых демонстраций неуклонно идет на спад.