Культовое буддистское сооружение воспроизвели в Тальцах
Элемент буддистской конфессии мы сейчас воссоздали, вот так вот он выглядит в натуре. Ну, похож?
"Похож."
"Доделывать нам еще очень много."
"Что это?"
"Это манхо. Это медитационная молельная избушка для буддистских лам."
Когда буддистские миссионеры шли по Восточной Сибири, начали появляться такие манхо — в конце 19 века. Оригинал, с которого копировали этот домик, датируется 1898 годом.
"Вот буддистские миссионеры охватили Забайкалье и немножко Иркутскую область. У нас буддистов было, по разным данным, от 5-10 процентов в Иркутской области, православных намного больше, остальные шаманисты."
Поэтому и поставили в музее "Тальцы" манхо именно в бурятском улусе. Ведь ламы проповедовали буддизм среди шаманистов.
"Ставили манхо далеко от людей. На Ольхоне их сохранилось всего три — одно в Харанцах, другое в Халгае, как раз это и создано по его подобию, и еще одно — высоко на горе Ижимей — священном месте для бурят. Ламы и шаманы приходили в манхо уединиться, чтобы медитировать. Говорят, что они могли проводить здесь несколько суток без еды и воды", — говорит корреспондент Ирина Артамонова.
В переводе с местного наречия "манхо" означает "тёмное". И действительно, если закрыть дверь в маленькое культовое сооружение без окон, свету проникать неоткуда. Внутри скамья служила буддистским алтарем. По стенам висели танка — религиозные рисунки. А в другом манхо на Байкале были найдены обрывки текстов на тибетском и старомонгольском языках. Директор "Тальцов" Владимир Тихонов рассказывает, что ему довелось побывать в манхо около бурятской деревни Халгай. Оно надежно спрятано от глаз в лесу на горе. Туда, вероятно, кроме лам приходили и шаманы.
"Самое интересное, что некоторые элементы шаманской культуры буддисты восприняли — это спицы жертвенные. А вот здесь должно быть обо — это куча камней", — говорит директор архитектурно-этнографического музея "Тальцы" Владимир Тихонов.
То есть рядом с буддистским культовым сооружением было другое — "обо" — каменная пирамида для поклонения духам местности, вокруг которой проводились обряды. Это даёт нам понять, что обе религии — шаманизм с его древними традициями и ламаизм мирно уживались на острове Ольхон.
"В Халгае — вот в этой деревне лама жил до 1982 года. Я через два года туда приехал, мне все про него рассказывали: все ходили к нему советоваться, с болезнями там, с предсказаниями, и всем он говорил. И говорят, это все правда, это все сбывалось", — говорит директор архитектурно-этнографического музея "Тальцы" Владимир Тихонов.
Пока от гостей "Тальцов" манхо закрыт — нужно до конца обустроить буддистский алтарь и возвести обо. И только потом посетителям откроется готовый культовый объект.