Арии и песни, обращённые к Деве Марии, прозвучали в БЗК
Арии и песни, обращённые к Деве Марии, прозвучали в Большом зале Московской консерватории. В концерте "Аве Мария" участвовали "Мастера хорового пения". Солировала меццо-сопрано Полина Шамаева – победительница конкурса нашего телеканала "Большая опера". Репортаж – Ольги Ениной.
Тщательная подготовка перед каждым выступлением. Солистка театра "Новая Опера" и Венгерской национальной оперы Полина Шамаева хорошо известна зрителям телеканала "Россия-Культура" и по участию, а точнее победе в пятом сезоне "Большой оперы". Большой зал московской консерватории Шамаева называет любимым по акустике и атмосфере. А музыка в этот раз обращена к небесам.
С латинского "Аве Мария" переводится, как "Радуйся, Мария", и это самая известная католическая молитва Богородице. Канонический текст вдохновлял композиторов в разные века, особенно в эпохи Возрождения и Романтизма.
Для концерта подготовили разные варианты музыкальных обращений к Богородице. Это арии Шуберта, Франка, Луцци, Верди...
"В каждом произведении использованы свои тексты немножко разные, и здесь молитва, и просьба, и страдание, переживание – то есть, каждый текст, когда переводишь, кажется, один и тот же текст, но на самом деле каждый композитор по разному его интерпретировал, по-разному сделал музыкальные акценты", – отметила меццо-сопрано Полина Шамаева.
Солист – на сцене, а "Мастера хорового пения" со своим художественным руководителем и дирижёром Львом Конторовичем – в зале вместе со зрителями. Это создаёт у слушателя ощущение, что музыка его не просто окружает, обволакивает.
"Недавно мы пели Рахманинова "Литургию" – это тоже молитвенный текст, а сегодня мы поём "Аве Мария" – то есть то, что принадлежит католической церкви. Я думаю, что в этом зале многие годы звучала музыка, как западных композиторов, так и русских, поэтому этот зал создан для святой музыки", – пояснил Лев Конторович.
Весь концерт звучит орган – специально для серии выступлений в Москву приехала Елена Кейлина – выпускница Московской консерватории по специальностям "орган" и "музыковедение".
"Музыку средних веков и более позднюю музыку, Возрождения, барочную музыку, её практически нельзя представить без органа. Это всё-таки был главный инструмент", – отметила Елена Кейлина.
Завершили концерт сочинением Перголези "Стабат Матер", что значит "Мать скорбящая". Перголези создал его для сопрано, органа, альта и струнных. К духовной музыке автор обратился незадолго до своей смерти. В основе – католическая секвенция, авторство которой приписывают монаху-францисканцу Якопоне да Тоди.