Как Джеймс Кэмерон создавал мир "Аватара"
"Снимать "Аватар" – всё равно что прыгнуть с обрыва или изобретать парашют на лету", – сказал Джеймс Кэмерон, который новаторски сочетает в своих фильмах спецэффекты и натурные съемки. Как режиссер создавал мир планеты Пандора – в материале Станислава Анисимова.
Идея "Аватара" Джеймсу Кэмерону пришла во время одного из глубоководных погружений: подводный мир экзотичен, словно жизнь на другой планете. Погружаться непотопляемому режиссеру помогали российские подводники: аппараты "Мир" обеспечивали отличный обзор и нужное на большой глубине освещение. "Джеймсу Кэмерону я семь светильников ставил таких. Ну чего там, 10 киловатт лишних – нет проблем", – рассказал Герой России, командир глубоководного подводного аппарата "Мир-2" Евгений Черняев.
Цвет героев будущего фильма режиссер искал долго: никаких зеленых человечков, только синяя кожа, как у индуистских божеств. Само слово "аватар", или "аватара", пришло из санскрита – это материальное воплощение бога, иногда в человеческом облике. Позже так стали называть картинку из интернета, представляющую пользователя, – "аватарка". Раскрашенное лицо, заплетенные волосы – и герой Кэмерона готов, осталось его оживить.
"Развитие технологии захвата движения как раз помогло режиссеру Джеймсу Кэмерону первый раз снять фильм "Аватар". И мы увидели очень высокобюджетный фильм, где, по сути, актеров-людей было столько же, сколько и анимированных актеров", – напомнил ответственный по работе со студентами ИИТ РТУ МИРЭА Ярослав Акатьев.
Черты человека нави придавали актеры, одетые в обтягивающие костюмы, усеянные светлыми бусинами – датчиками движения. На их основе создавался виртуальный скелет персонажа. "Каждая кость в этом скелете отвечает за определенный участок на теле человека. Движение каждой кости сопряжено с движением полигонов на этой модели", – пояснил ассистент кафедры игровой индустрии РТУ МИРЭА Иван Шошников.
Каждое движение фиксировалась камерами, расположенными по периметру площадки. У Кэмерона их было больше ста. Собранная информация сводилась в единую трехмерную модель, того самого аватара, полностью дублирующего движения актера. Это были очень сложные съемки. Джеймс Кэмерон говорил актерам: вам нужно учиться расчеловечиваться. А это значит – избавиться от рефлексов, свойственных обычным людям. Например, во время съемок сцен диалогов им запрещалось кивать головой. Репетировали до посинения.
Специально для "Аватара" профессор лингвистики Эдвард Финеган разработал язык нави, от нашего он отличается прежде всего числительными. "У носителей этого языка по четыре пальца на руке, и у них система исчисления имеет основание не 10, как у нас, а восемь, потому что на двух руках у них оказывается восемь пальцев, а в остальном этот язык мог бы быть человеческим языком", – отметил кандидат филологических наук, доцент учебно-научного центра компьютерной лингвистики РГГУ Александр Пиперски.
С природой нави общаются непосредственно: подключая волоски к животным или растениям. Биологический интернет – фантастическая гармония. И это все для того, чтобы привлечь внимание зрителя к проблемам экологии.
"Антропогенное влияние очень сильно сказывается на состоянии водной среды. Это не только браконьерство, это значительный ущерб из-за использования сетей, это значительный ущерб из-за загрязнения вод", – предупредила руководитель биологической службы многофункционального комплекса "Москвариум" Ирина Мейнцер.
Кэмерону осталось только перестать лить воду и придумать интересный сюжет, чтобы зритель не скучал на трехчасовом блокбастере.