Псковский театр драмы представил "Морфий" на "Золотой маске"
На "Золотой маске" показали "Морфий". Постановку Псковского театра драмы критики сравнивают то с "психоделической фантазией", то с кинохроникой. Для чего понадобился такой сложный набор сценических приемов, узнала Валерия Кудрявцева.
Режиссер Антон Фёдоров, ученик Юрия Погребничко, троекратный номинант "Золотой маски", ставил в "Гоголь-центре", "Театре.doc" и "Около дома Станиславского". Нынешняя постановка – первое сотрудничество с Псковским театром драмы и первая работа по любимому Булгакову. "Про тёмную и светлую сторону природы человека. Это про умирание человека и про желание выжить. Несмотря на то, что сознание иногда меркнет, и кажется, что всё во мраке и пустоте. Но человек пытается эту пустоту заполнить чем-то светлым. Вот об этом", – пояснил режиссер, художник Антон Фёдоров.
Литературная основа постановки – "Записки юного врача" и рассказ "Морфий". Психоделическая фантазия, где Доктор из "Записок" и Поляков из "Морфия" действуют как двойники. Пока спит 23-летний безымянный доктор, Поляков колется морфием и корчится от боли. Когда морфинист валится на диван, с дивана поднимается просто Доктор и отправляется сквозь метель спасать своих колоритных пациентов. Каждая операция – сценический аттракцион, от которого и смешно, и грустно. Два врача, два варианта судьбы, два выбора.
Исполнитель главной роли – Доктора – Александр Овчаренко, номинант на лучшую мужскую роль, считает эту работу совершенно для себя уникальной, затрагивающей многие личные чувства. И тем более приятно, что в родном Пскове "Морфий" идет с аншлагами. "У нас идут спектакли два дня подряд, потому что очень непростая монтировка. И каждый день, несмотря на то, что у нас немногочисленный город, всего лишь один театр в городе, зал полный", – рассказал актер Александр Овчаренко.
"Морфий" решен вне бытовой реальности – на стыке клоунады, мультипликации и черно-белого кино. Сценическое решение – тоже авторства Антона Фёдорова. Он пока не нашел того, кому смог бы доверить образный ряд своего спектакля. За сценографию у него отдельная номинация на "Маску".