Как в мире отреагировали на вытеснение УПЦ из Киево-Печерской лавры
Но она есть. Так, сербский патриарх Порфирий назвал УПЦ "единственной канонической и законной православной церковью на Украине".
"Решение нынешнего государственного руководства Украины изгнать митрополита Онуфрия, монашеское братство и духовную академию из лавры – не что иное, как синоним ужасающего государственного террора против церкви, а также грубого нарушения ее основных прав, религиозной свободы и свободы совести в целом", – заявил Порфирий.
Заступиться за насельников Киево-Печерской лавры призвал Элладскую православную церковь греческий богословский центр. Официальной реакции от Священного собора епископов пока нет. И это не удивительно. Ведь именно они в 2019 году вместе с Александрийской церковью первыми признали раскольников ПЦУ. В свою очередь, греческий богословский центр называет гонимых монахов лавры братьями.
"Мы с болью протестуем против нападения на украинских монахов лавры и просим церковь Греции и все остальные поместные православные церкви во всем встать на сторону пострадавших монахов", – говорят в центре.
До такой эмпатии явно далеко журналистам Politico. Монахов Украинской православной церкви они называют чуть ли не агентами Кремля. Пишут, мол, некоторые из них слишком близки к Москве и являются российской пятой колонной. Видимо, аналогичного мнения придерживается и Фанар. Не зря же патриарх Варфоломей пел дифирамбы предстоятелю ПЦУ митрополиту Епифанию. Прямо желал, чтобы вся Киево-Печерская лавра стала украинской. Ведь ПЦУ находится в подчинении Константинопольского патриархата, который и предоставил ей томос об автокефалии.
"Действия Фанара, действия Константинопольского патриархата, который лицемерно и цинично заявлял о том, что он предоставляет автокефалию, чтобы разрешить раскол, эти заявления остались и показали свою лживость, свой вред внутри украинского православия. Внутри украинской церкви. И именно его действия, если не являются причиной, то составляют фактор усугубления церковного раскола, порождения ненависти внутри украинского народа, поощрения насилия, связанного с захватами храмов. Все это является факторами уничтожения единства украинского народа – его духовного единства, его единства с церковью, которая объединяет все народы исторической Руси", – сообщил заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.
Очевидно, чтобы сохранить лицо, ООН несколько дней назад признала действия Киева в отношении канонической УПЦ дискриминационными, выразив обеспокоенность обысками СБУ в монастырях и проверками священников на детекторе лжи. То есть, как бы "осудили" действия Киева, но не более того.
"Мы многократно говорили о молчании международных правозащитных организаций, политических организаций. Но все-таки была реакция после обращения патриарха Кирилла, была реакция Управления верховного комиссара по правам человека ООН, которая вызвала критику украинской власти. Пусть минимальная, но реакция была", – отметил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда.
В Киеве на доклад ООН отреагировали резко. Олег Николенко из МИД призвал воздержаться от "политических оценок" действий Киева в отношении канонической Украинской православной церкви.
"Сейчас мы видим, что, по большому счету, на Украине ведется подобие религиозной войны – войны против одной церкви, которая не вписывается в политический ландшафт, избранный действующей властью", – считает Кипшидзе.
А как иначе объяснить комментарии Зеленского, заявившего, что репрессии против священников УПЦ – это ни что иное, как "укрепление духовной независимости"? В роли посредника в переговорах между канонической Украинской православной церковью и раскольнической ПЦУ вроде бы готов выступить папа римский. Однако тут важно, чтобы это было честное посредничество, а не в пользу одной из сторон.
"Мне кажется, можно было бы воздействовать каким-то образом на украинскую власть, просто чтобы она вернула свои действия в правовое поле. И вот это было бы важно, если бы такие призывы прозвучали. Я думаю, что это одна из причин, по которой святейший патриарх Кирилл обращался в том числе и к римскому папе. Но в любом случае, реакция со стороны римского престола – это важно и важно, что она сейчас звучит в том или ином виде", – подчеркнул Владимир Легойда.
Звучит реакция в том числе и из Грузии, где состоялась акция в защиту лавры. Протестующие потребовали от властей Украины прекратить преследование монахов УПЦ. Но, по большому счету, международная религиозная защита явно переживает кризис. И этот грех вряд ли удастся замолить.