В Серпухове открылась выставка "Юсуповы. Род, история, коллекции"
Выставка "Юсуповы. Род, история, коллекции" открывается в Серпуховском историко-художественном музее. О происхождении и повседневной жизни знаменитого княжеского рода рассказывают предметы из усадьбы "Архангельское". Юлия Струкова продолжит.
Предметы из коллекции Юсуповых представляют в одном из пространств Серпуховского музея – усадьбе Мараевых. Около пятисот экспонатов привезено из "Архангельского" – невероятное количество.
"Нам важно было представить историю коллекционирования. Поскольку в этом году наш музей отмечает сто пять лет со дня основания и формирования нашей коллекции, которая базируется на купеческом собрании семьи Мараевых", – рассказала директор Серпуховского историко-художественного музея Жанна Алейникова.
История коллекционирования Юсуповых тесно связана с историей рода. Вот на миниатюрах основатели – ногайский хан Юсуф-мурза, современник Ивана Грозного, его правнук Абдул – он принял христианство и сменил имя – стал Дмитрием Юсуповым. Что позже отразилось на родовом гербе.
"Это история отказа от ислама. Два льва, которые держат герб, которые охранники будущих сокровищ Юсуповых", – отметила заместитель генерального директора музея-заповедника "Архангельское" Людмила Гринева.
Николай Борисович Юсупов – основатель коллекции. Видный дипломат, советник Екатерины Второй и трёх последующих императоров. Еще будучи выпускником Лейденского университета увлекся античностью.
"Тогда же он начинает собирать антики. Даже специально потом для Архангельского был построен антиковый зал. И мы здесь видим как раз ногу и торс юноши. Еще одним предметом коллекционирования стала голландская живопись", – поделилась координатор выставки Мария Трушина.
При императоре Александре Первом Николай Борисович переехал в Москву, и в 1810 году приобрел "Архангельское" – огромное собрание, включая гигантские полотна Тьеполо – в московском доме не помещалось.
"Была очень важна хозяйственна деятельность для Николая Борисовича. Там открывается фарфоровый завод, хрустальный завод, ведется сельское хозяйство. Вот, на работе Шестакова мы видим с вами на переднем плане коров, которые пасутся и пахотные поля", – рассказала координатор выставки Мария Трушина.
Каждый последующий Юсупов дополнял собрание "Подмосковного Версаля". Зинаида Николаевна Юсупова и ее супруг граф Феликс Сумароков-Эльстон развивали и собирали прикладное искусство.
"Тарелочки были заказаны Юсуповыми на Мейсенской мануфактуре. И на них с фотографий были сделаны росписи. Они рассказывают именно о бытие и о жизни Юсуповых", – пояснила заместитель генерального директора музея-заповедника "Архангельское" Людмила Гринева.
В 1919-м Юсуповы покинули Россию. Вот Феликс Феликсович и его супруга Ирина Александровна, племянница Николая Второго, в эмиграции. Их рисунки, журнал, посвященный деятельности ИРФЕ – дома моделей – их совместного предприятия. И знаменитые мемуары Феликса Юсупова. Их он писал на русском, впервые издали – на французском. Для русского издания – опять переводили.
В 1900-м году Юсуповы составили завещание, по которому в случае внезапного прекращения рода их имение "Архангельское", дворцы в Москве и Петербурге, художественная коллекция должны были быть переданы Российскому государству. После революции всё это богатство было национализировано и сохранилось до сегодняшних дней во многом благодаря музейным сотрудникам.