Как алчные родители торгуют выданными в поликлинике тест-полосками для глюкометров
Поздний вечер где-то на окраине Калининграда. Город-порт всегда был любим торговцами, но таких здесь, похоже, раньше не видели.
Мы намеренно скрываем лицо продавщицы, потому что речь идет об истории болезни ее ребенка, которую мы не вправе разглашать. К самой маме еще вернемся, а пока посмотрим, что она нам продала. Это тест-полоски для глюкометра – так называемые расходники для больных сахарным диабетом. В Калининградской области им страдает более четырехсот детей. И некоторые родители то и дело жалуются, якобы местный Минздрав не обеспечивает их этими самыми расходниками.
Больные сахарным диабетом обеспечиваются бесплатно по рецепту, который выписывает врач-педиатр. С учетом рекомендаций эндокринолога, но опираясь на приказ Минздрава России. В нем прописан стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете первого типа. В качестве меры дополнительной социальной поддержки каждый такой ребенок должен получать 1672 тест-полоски в год.
Пока Татьяна Талалаева в аптечном пункте, ее внучка дома примеряет новую кофту. 17-летняя Арина связала ее сама и теперь жалеет, что не предусмотрела кармашек – для глюкометра. Десять лет назад ей поставили диагноз "сахарный диабет".
Некоторые родители больных детей буквально штурмуют поликлиники. И, сложно представить, запугивают врачей. Ситуация на личном контроле у министра здравоохранения Калининградской области. Александр Кравченко в прошлом – практикующий онколог. И приоритетной задачей региона он считает именно лекарственное обеспечение. Бюджет на эти цели за последние годы увеличили в несколько раз, при том что потребность осталась прежней.
"Есть группа людей, которая очень четко спекулирует на социально-значимых заболеваниях, просто вытрясает из врачей рецепты на сверхобъемы. Мы фактически имеем дело с пациентским экстремизмом, когда люди приходят и начинают откровенно запугивать врачей. Это достигает своего апофеоза, когда врач, не видя больного, вносит заведомо ложную информацию в медицинскую документацию", – сказал Александр Кравченко.
Вот одна из таких врачей. На этих кадрах педиатр Костюкова признается если не в должностном преступлении, то в грубейшем нарушении: "Я по просьбе родителей внесла без осмотра пациента сведения о состоянии здоровья ребенка, о чем сейчас очень сожалею".
Выдать больше положенного одному ребенку, значит, другому не выдать вообще. Так и создается искусственный дефицит, говорят в Минздраве. Одни и те же родители сетуют не только на отсутствие тест-полосок. Центральный аппарат Следственного комитета России уже не раз реагировал на жалобы. Однако Генеральная прокуратура пока не усматривает оснований для возбуждения уголовных дел.
В коробках – медицинские изделия для больных сахарным диабетом. Внутри – инфузионные наборы для специальной помпы. С помощью нее в организм поступает жизненно необходимый инсулин. Некоторые жаловались, что таких расходников в Калининградской области нет. А они вот – не помещаются на основном складе. Поэтому их хранят в резервных помещениях. Запас – больше, чем на год.
Сергей Решин руководит областной фармацевтической компанией. Она занимается закупкой и распределением льготных наименований. Вместе с ним заходим в один из пяти холодильников, где хранятся инсулины. И пока чиновники забивают склады, некоторые предприимчивые родители, судя по всему, набивают кошельки. В Интернете – десятки объявлений о продаже медизделий.
Пытаемся купить тест-полоски. Это уже знакомая вам женщина. Почти за две тысячи рублей она продала нам несколько упаковок тест-полосок, которые получила абсолютно бесплатно. В этот же вечер мы купили и те самые инфузионные наборы. Лицо продавца скрываем по тем же причинам. Точно так же продаются и системы непрерывного мониторинга глюкозы. Правда, бесплатно их не выдают. Это не предусмотрено ни одним федеральном документом. Но калининградские родители требуют, а врачи недоумевают и с опаской ждут следующего пациента. Точнее, его законного представителя.