Дни Александринского театра в Москве продолжил "Процесс" в постановке Аттилы Виднянского
Дни Александринского театра в Москве продолжил "Процесс" в постановке Аттилы Виднянского – художественного руководителя Венгерского национального театра. Как режиссер воплощает на сцене кафкианский абсурд и трагизм жизни, увидела Валерия Кудрявцева.
Утром, в день своего тридцатилетия, сотрудник банка Йозеф К. узнает, что арестован и виноват. Дальнейшая цепочка событий – сюрреалистический лабиринт. Суды, следователи, коллеги, родственники, женщины – отчаянные и тщетные попытки понять, за что он осуждён и как оправдаться.
"Я уверен, что у каждого из нас внутри нас есть наш какой-то шкаф, в котором тоже что-то хранится и который открываем только мы", – заявил актер Иван Трус.
Постановка Аттилы Виднянского – необычный Кафка. Сложные отношения человека с миром – через музыкальный экспрессионизм и яркую театральность.
"Когда он репетировал его, это было подобно сочинению музыкального произведения, это не традиционное репетирование сцен взаимоотношения героев, это взаимоотношения музыкальных тем, когда актер становился инструментом, когда актер становился темой музыкальной", – заявил театровед, заместитель художественного руководителя Александринского театра Александр Чепуров.
Многонаселенный полифоничный спектакль, непростой как для артистов, так и для зрителей. Он очень зримо отображает абсурд происходящего.
"Иногда зрители говорят, что тяжело смотреть, потому что хочется и за главным уследить. Как в таком аквариуме и много-много разных рыбок. И ты пытаешься за всеми уследить. У каждого своя жизнь", – пояснила актриса Олеся Соколова.
Пустая изначально сцена постепенно наполняется масштабными декорациями, которые абсурдны сами по себе. Из комнаты героя зритель попадает в его сознание.
Нереальность, абсурдность истории Йозефа К. подчеркнута сценическим решением, придуманным Марией Трегубовой при участии Алексея Трегубова. В этом странном мире все предметы либо сильно меньше, либо сильно больше привычных размеров. А вот эта чашка, из которой в моменте проливается кофе. После премьеры спектакля стала своего рода популярным арт-объектом.
О философии вины – о процессе не столько внешнем, сколько внутреннем, Кафка рассуждал на фоне катастрофы Первой мировой войны. Одним из важных источников романа считается библейская "Книга Иова", к которой Кафка обращался неоднократно. "Процесс", как и другие его произведения, отражал личный страх писателя перед внешним миром. И оказался актуален на все времена.