Интересная Москва 10 апреля 2023, 15:59 10 апреля 2023, 16:59 10 апреля 2023, 17:59 10 апреля 2023, 18:59 10 апреля 2023, 19:59 10 апреля 2023, 20:59 10 апреля 2023, 21:59 10 апреля 2023, 22:59 10 апреля 2023, 23:59 11 апреля 2023, 00:59 11 апреля 2023, 01:59
  • Анастасия Литвинова

Первый российский коллайдер запустят в Подмосковье

  • Картинка
  • Первый российский коллайдер запустят в Подмосковье
  • Картинка
    В Дубне завершается сборка первого российского коллайдера NICA
  • Первый российский коллайдер запустят в Подмосковье
В подмосковной Дубне завершается создание первого российского коллайдера. С его помощью сотрудники Института ядерных исследований намерены проникнуть в тайну возникновения Вселенной. С этого года институт в Дубне (прежде один из самых засекреченных объектов) станет частью туристического маршрута, разработанного в рамках нацпроекта "Наука и университеты".

В Институте ядерных исследований в Дубне заканчивается строительство первого российского коллайдера NICA. Ученые настраивают высокоточное оборудование, монтируют последние элементы.

"Сверхпроводящий магнит, по которому проходит две трубы, ионы полетят в одну и в другую стороны (если посмотреть – одни по часовой стрелке, другие против часовой) и будут в точке соприкосновения сталкиваться", – говорит Сергей Мерц, ведущий научный сотрудник лаборатории физики высоких энергий Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ).

Комплекс NICA – это каскад из трех колец. Кроме самого коллайдера длиной 500 метров есть еще два круга поменьше – это ускорители частиц. И они уже полностью готовы.

Часть элементов современного коллайдера построили в здании, где раньше работал синхрофазотрон – первый советский ускоритель частиц до сверхвысоких энергий. Полностью это масштабное устройство разбирать не стали, часть конструкций и пульт управления оставили для истории в качестве примера того, как меняют мир современные технологии.

- Это самый тяжелый электромагнит, который построили за всю историю. И пока никто этот рекорд не побил – это 36 тысяч тонн железа.

Современный ускоритель в тысячи раз меньше – это относительно небольшая в диаметре труба, внутри которой вакуум, температура минус 269 градусов и сверхпроводящие магниты, разработанные российскими учеными.

- Это дубнинские магниты. Они впервые были сделаны для нашего ускорительного комплекса.

- До какой скорости разгоняются частицы?

- 96 процентов скорости света.

NICA – проект международный, для его создания использовали все достижения мировой науки. Но большая часть технологий все же российские разработки. Поучаствовали даже военные инженеры.

"Вот эти вставки получили из Санкт-Петербурга – это компенсаторы торпедных аппаратов для подводных лодок. Мы занимаемся, получается, конверсией технологий наших оборонных предприятий", – объясняет Анатолий Сидорин, заместитель начальника ускорительного отделения лаборатории физики высоких энергий Объединенного института ядерных исследований.

На готовых частях NICA российские специалисты уже работают, а их фундаментальные исследования находят практическое применении. Изучение движения частиц стало основой системы распознаваний лиц, ведется разработка нового сверхъемкого аккумулятора. В конце года будет запущена вся коллайдерная установка, и начнется подготовка к основным экспериментам.

"Мы ожидаем увидеть фазовые переходы ядерной материи, высвобождение кварков и глионов и создать в лаборатории то состояние вещества, в котором наша Вселенная пребывала в первые микросекунды после большого взрыва. В лаборатории хотим получить раннюю Вселенную", – рассказывает Геннадий Трубников, директор Объединенного института ядерных исследований.

Разгадывать тайны Вселенной вместе с российским учеными будут физики из 60 стран мира. Когда-то один из самых закрытых институтов теперь доступен даже для туристов. Он стал частью научно-популярного маршрута, разработанного в рамках нацпроекта "Наука и университеты". На сайте проекта, подав заявку, можно увидеть уникальные научные объекты по всей стране. Есть в этом маршруте и Московский авиационный университет.

"Здесь можно увидеть препарированные образцы техники на аэродроме. Здесь все в обшивке, а здесь понятно, как это все это устроено", – показывает Михаил Погосян, ректор МАИ.

Показывают в МАИ и перспективные разработки. Здесь, кстати, уже начали тестировании кабины нового российского сверхзвукового пассажирского самолета, на котором не то, что до Улан-Удэ – до Владивостока можно будет долететь за пару часов.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация