Правительство страны дало поручение оценить последствия увеличения популяции нерпы
"Омуль вот — промысловый вид рыб. Занимает меньше процента, наверное."
Ее часто винят в уменьшении численности омуля. Но на этом графике наглядно видно, эту рыбу нерпа не очень-то и жалует. В природе, говорит директор Лимнологического института Андрей Федотов, ей за ним просто не угнаться. Хотя подъедать из сетей может. Сейчас живому символу Байкала снова грозит сокращение. Причина — слишком много нерпы развелось в озере.
Нерпу на Байкале считают каждый год. В апреле-мае проводится традиционный учет численности приплода. Цифры подтверждают — байкальского эндемика стало действительно гораздо больше. По последним расчетам, сейчас в озере обитает 164 тысячи голов. Для сравнения, десять лет назад в популяции было около 100 тысяч.
Споры об искусственном регулировании численности нерпы идут едва ли не с введения запрета на ее добычу. До 2009-го ее уничтожали в промышленных масштабах. Из жира изготавливали мази. Мясо чаще всего шло в зверохозяйства — на корм для норки и других пушных животных. А из шкур шили шапки. Сейчас ежегодно квоту дают коренным малочисленным народам. В среднем — около трех тысяч голов. Примерно столько же в 80-х годах доходило у совхоза "Победа", который добывал до 90% нерпы.
"Сколько должно быть нерпы в Байкале? Вы до какой степени ее хотите регулировать? Чтобы ее осталось 10 тысяч, 20, 30 тысяч или сколько? Ответа нет на этот вопрос. Нерпа уже сама себя отрегулировала, свою численность. А что было, когда люди не озадачивались ее численностью. Если ее переселение было. Сколько ее было, что Байкалу стало тесно от нее? Вот в чем вопрос. А нужно ли здесь вмешательство человека?", — говорит директор Лимнологического института СО РАН Андрей Федотов.
Впрочем, на бурятской стороне Байкала все больше тех, кто за снятие запрета на добычу. Переизбыток нерпы, считают они, может привести к вспышкам каких-нибудь болезней. Как это было в конце 80-х, тогда от чумки погибло около 6,5-7 тысяч животных.
"Если не заняться регуляцией самим, то этим займется природа. Это будет какая-нибудь эпидемия или еще что-нибудь. Поэтому лучше предвосхитить этот процесс. Но только нужно продумать, а что делать с теми животными, которые добыты. Не сжигать же их", — говорит начальник отдела науки ФГБУ "Заповедное Подлеморье" Александр Ананин.
До 25 мая вице-премьер страны Виктория Абрамченко дала поручение сибирским ученым, а также Росрыболовству, Минприроды России и Всероссийскому НИИ рыбного хозяйства и океанографии проанализировать возможные отрицательные последствия увеличения численности байкальской нерпы и рассмотреть необходимость и механизмы её регулирования.