В Театре им. А. С. Пушкина репетируют "Зойкину квартиру"
В Театре имени А.С. Пушкина прошла открытая репетиция «Зойкиной квартиры». Пьесу Михаила Булгакова ставит режиссёр и худрук театра Евгений Писарев. Как мечты и надежды разбиваются о реальность, увидела Валерия Кудрявцева.
«Зойкина квартира» – вторая постановка по Булкагову в Театре им. А.С. Пушкина. Первой в начале сезона – «Багровый остров». «Я винюсь, что я никогда особенно Булгакова не любил. Я уже давно работаю режиссером, артистом до этого, но никогда я не приближался к Булгакову. Я его не играл, я его не ставил. И он был от меня очень далек. Вот бывает такое: в 50 лет открываешь для себя автора, которого все в 18 уже открыли», – шутит режиссер, художественный руководитель Театра им. А.С. Пушкина Евгений Писарев.
Наклонённая сцена, как будто уходящая из-под ног героев земля, потеря опор, шанс в любую минуту скатиться в неизвестное. Сценограф Зиновий Марголин, постоянный соавтор Евгения Писарева, придумал, как подчеркнуть настроение времени действия пьесы. Москва 20-х годов, НЭП. После репетиционного зала актёрам непросто привыкать к наклонному планшету сцены.
«Зойкина квартира» – пьеса очень сценичная, яркая, музыкальная, с большим юмором. Она идеально разложилась на труппу Театра им. А.С. Пушкина. В роли Зои – Александра Урсуляк. Булгаков для неё – из числа любимых авторов. Зойку, конечно, лепит из себя, работа – в самом разгаре.
«В чем-то мы похожи, в чем-то мы разные. Я пытаюсь её сделать женщиной на грани какой-то, женщиной отчаянной, азартной, но при этом женщиной достаточно простой», – делится актриса Александра Урсуляк.
Зоя Пельц мечтает уехать с возлюбленным, бывшим дворянином Обольяниновым, в Париж. Для этого нужны деньги – она превращает свою квартиру в знаменитый публичный дом, замаскированный под элитное ателье. Поначалу все идёт довольно неплохо.
«Общение в таком жанре, чуть приподнятом над бытом. И это осваивать и соединять, я бы даже сказал, переход из быта в другое состояние, может быть, в какие-то абсурдные моменты, парадоксальные – это сейчас является не то, что сложностью, а смыслом нашей работы», – говорит заслуженный артист России Владимир Майзингер.
«Зойкина квартира», успешно поставленная в Театре Вахтангова, в 1929-м была снята с репертуара вместе со всеми остальными пьесами Булгакова. О жизненном цикле пьесы того периода от замысла до закрытия можно узнать на выставке в верхнем фойе театра, созданной кураторами из Музея Михаила Булгакова. Фото писателя в год работы над пьесой, газетные статьи, в основном, разгромные.
«Каким образом Булгакову пришёл в голову замысел такой неожиданной пьесы, как он работал над ней, какие у него были разногласия с режиссёром, как сам Булгаков хотел увидеть своих героев на сцене», – комментирует куратор Мария Котова.
Почти сто лет после создания «Зойкина квартира» не потеряла остроты и актуальности. За блеском богемной жизни драма людей, оказавшихся на распутье эпох. Об этом языком комедии, детектива, нуарного кино, криминальной драмы в духе Хичкока в новом спектакле Евгения Писарева. До премьеры остался месяц.