18 апреля 2023, 17:15 18 апреля 2023, 18:15 18 апреля 2023, 19:15 18 апреля 2023, 20:15 18 апреля 2023, 21:15 18 апреля 2023, 22:15 18 апреля 2023, 23:15 19 апреля 2023, 00:15 19 апреля 2023, 01:15 19 апреля 2023, 02:15 19 апреля 2023, 03:15

В Архангельске реставраторы восстанавливают деревянную скульптуру "Распятие Христа"

  • В Архангельске реставраторы восстанавливают деревянную скульптуру "Распятие Христа"
  • Картинка
    В Архангельске реставраторы восстанавливают деревянную скульптуру "Распятие Христа"
  • В Архангельске реставраторы восстанавливают деревянную скульптуру "Распятие Христа"
Работают мастера дела, но в процессе не обошлось без дискуссий.

Архангельские реставраторы Всероссийского центра Грабаря восстанавливают уникальный памятник 19-го века – деревянную скульптуру "Распятие Христа". В ходе работ не обошлось и без научных дискуссий. Светлана Синицына с подробностями.

Начиналась история этого "Распятия" в мезенской деревне Шегмас, в одной из маленьких часовен, позже служившей амбаром.

Корреспондент Светлана Синицына сообщает: «Раньше объемные изображения распятого Христа часто встречались на мезенских поклонных крестах. Но до наших дней сохранились лишь единичные образцы. Скульптура считается уникальной, датируется 19 столетием, место создания – Мезенский уезд, автор, к сожалению, неизвестен».

Все части деревянной скульптуры сколочены множеством мелких гвоздей. Они ржавели и разрушали мягкую древесину. Сложность первого этапа реставрации заключалась в том, чтобы аккуратно убрать гвозди.

О ходе работы рассказывает Алексей Чекин, художник-реставратор Архангельского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря: «Гвозди, так как они очень криво были забиты, они прямо там загнулись все, доставать было очень неудобно».

Скульптуру разобрали, почистили от грязи и плесени, укрепили древесину, убрали сколы, сделали дорезки, по аналогии восстановили некоторые конструктивные элементы образа. Следующий этап – укрепление красочного слоя. Как выяснилось, за два столетия было сделано несколько поновлений. Сохранность авторского слоя и вызвала сомнения у специалистов. Поэтому единогласно решили оставить промежуточный слой, он цвета слоновой кости, а белый, более поздний, убрать. И все же разногласия возникли. Предметом научного спора стал нос скульптуры. Одни считают, что часть откололась и нужно восстановить. Другие – оставить как есть.

Мнение Алексея Чекина, художника-реставратора Архангельского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря: «Так как нет аналога, и мы не имеем право вступать в соавторство, мы не имеем право тут придумывать "свой" нос».

Такую позицию поддерживает и Татьяна Кольцова, заведующая отделом древнерусского искусства Музейного объединения "Художественная культура Русского Севера": «Как только появляется гипотеза, так завершается реставрация. Не надо придумывать. Что оставила нам история, то мы и обязаны хранить».

В планах – завершить реставрацию уникального памятника летом. После чего "Распятие Христа" займет место в музейной экспозиции.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация