В Архангельске реставраторы восстанавливают деревянную скульптуру "Распятие Христа"
Архангельские реставраторы Всероссийского центра Грабаря восстанавливают уникальный памятник 19-го века – деревянную скульптуру "Распятие Христа". В ходе работ не обошлось и без научных дискуссий. Светлана Синицына с подробностями.
Начиналась история этого "Распятия" в мезенской деревне Шегмас, в одной из маленьких часовен, позже служившей амбаром.
Корреспондент Светлана Синицына сообщает: «Раньше объемные изображения распятого Христа часто встречались на мезенских поклонных крестах. Но до наших дней сохранились лишь единичные образцы. Скульптура считается уникальной, датируется 19 столетием, место создания – Мезенский уезд, автор, к сожалению, неизвестен».
Все части деревянной скульптуры сколочены множеством мелких гвоздей. Они ржавели и разрушали мягкую древесину. Сложность первого этапа реставрации заключалась в том, чтобы аккуратно убрать гвозди.
О ходе работы рассказывает Алексей Чекин, художник-реставратор Архангельского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря: «Гвозди, так как они очень криво были забиты, они прямо там загнулись все, доставать было очень неудобно».
Скульптуру разобрали, почистили от грязи и плесени, укрепили древесину, убрали сколы, сделали дорезки, по аналогии восстановили некоторые конструктивные элементы образа. Следующий этап – укрепление красочного слоя. Как выяснилось, за два столетия было сделано несколько поновлений. Сохранность авторского слоя и вызвала сомнения у специалистов. Поэтому единогласно решили оставить промежуточный слой, он цвета слоновой кости, а белый, более поздний, убрать. И все же разногласия возникли. Предметом научного спора стал нос скульптуры. Одни считают, что часть откололась и нужно восстановить. Другие – оставить как есть.
Мнение Алексея Чекина, художника-реставратора Архангельского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря: «Так как нет аналога, и мы не имеем право вступать в соавторство, мы не имеем право тут придумывать "свой" нос».
Такую позицию поддерживает и Татьяна Кольцова, заведующая отделом древнерусского искусства Музейного объединения "Художественная культура Русского Севера": «Как только появляется гипотеза, так завершается реставрация. Не надо придумывать. Что оставила нам история, то мы и обязаны хранить».
В планах – завершить реставрацию уникального памятника летом. После чего "Распятие Христа" займет место в музейной экспозиции.