20 апреля 2023, 15:54 20 апреля 2023, 16:54 20 апреля 2023, 17:54 20 апреля 2023, 18:54 20 апреля 2023, 19:54 20 апреля 2023, 20:54 20 апреля 2023, 21:54 20 апреля 2023, 22:54 20 апреля 2023, 23:54 21 апреля 2023, 00:54 21 апреля 2023, 01:54

"Голубая роза и Золотое руно" – новый выставочный проект галереи "Веллум"

  • "Голубая роза и Золотое руно" – новый выставочный проект галереи "Веллум"
  • Картинка
    Открытие выставки "Голубая роза" и "Золотое руно"
  • "Голубая роза и Золотое руно" – новый выставочный проект галереи "Веллум"
Его центральная фигура – Николай Рябушинский.

"Голубая роза и Золотое руно". Центральная фигура выставочного проекта столичной галереи "Веллум" – Николай Рябушинский. Меценат, художник, издатель, организатор выставок – человек, который создавал моду на новое искусство. Подробнее – из Дома русского зарубежья – Алия Шарифуллина.

В почтенном и очень богатом семействе Рябушинских его называли "беспутным Николашей". За расточительство и кутежи старшие братья даже оформили над ним пятилетнюю опеку. Вся Москва обсуждала, как Николаша "лихачит" по московским улицам и устраивает "афинские вечера" на своей вилле "Чёрный лебедь", охраняемой леопардом и украшенной отравленными стрелами из новой Гвинеи. В этом доме размещалась и коллекция Рябушинского – полотна Кранаха, Брейгеля, Пуссена, но основную часть собрания составляли работы художников "Голубая роза".

"По воле провидения он стал тем, кто нашел художников важных для того времени, он их узнал. Заниматься символистами – это опасная история. Он всегда балансировал на грани прекрасного и эпатажного", – отметила основатель и руководитель галереи "Веллум", куратор выставки Любовь Агафонова.

Над ним смеялись, его критиковали, относились по-снобски, а затем забыли на многие десятилетия. Между тем Николай Рябушинский создал несколько уникальных для культуры явлений. И об этом экспозиция. Вот журналы "Золотое руно", на издание которых Рябушинский потратил своё наследство. Семья не понимала, а читатели любили: в журнале публиковались Блок, Белый, Брюсов, иллюстрации делали Бенуа и Бакст. Он и сам пишет там рассказы и повести в модном декадентском стиле. А это – уникальный экспонат – альбом Рябушинского, который поступил в Дом русского зарубежья в 2004 году из национального архива французской республики.

"Начиная с 1900-х годов до его смерти в 1951 – все в этом альбоме. Фотографии его и его друзей, подруг. Документы", – поделился директор Дома русского зарубежья им. Солженицына Виктор Москвин.

Николай Рябушинский не был профессиональным живописцем, но рисовал почти всю жизнь. И спонсировал молодых художников. Устроенная им выставка "Голубая роза" в 1907 году поразила московскую публику составом и подходом. Полотна Кузнецова, Судейкина, Сарьяна, Сапунова экспонировались под особую музыку, свет и аромат.

"Именно у Рябушинского Иван Морозов покупает "Ночное кафе в Арле". Он монетизировал импрессионистов. Он привозит будущего гения Пикассо, ван Донгена, Матисса", – рассказала Любовь Агафонова.

Его выставки были первым триумфом русского авангарда. С неожиданно шумным успехом о себе заявили Гончарова, Ларионов, Фальк. "Роза" превращалась в "Луч", под энергией, талантом и эпатажем Рябушинского.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация