Центр Вознесенского представляет выставку "Вознесенский. ЕЩЁ" к 90-летию поэта
Андрей Вознесенский – один из известнейших поэтов СССР. По образованию – архитектор из МАРХИ, по гражданской позиции – шестидесятник, читавший свои дерзкие стихи огромной аудитории Политехнического музея и Триумфальной площади возле памятника Маяковскому. Его творчество олицетворяет эпоху Оттепели и воплощает свободу художественной мысли, талантливое смелое новаторство.
Поэт всегда относился с большим вниманием к оформлению своих публикаций, самостоятельно создавал иллюстрации, нередко макетировал свои книги. Его ранние акварельные рисунки, архитектурные и околоархитектурные проекты позволяют убедительно показать его художественный талант и специфический интерес к визуальным искусствам.
Центр Вознесенского впервые предлагает рассматривать художественные работы поэта в рамках традиции поп-арта. Помимо прямых связей с ключевыми художниками этого направления в искусстве – Робертом Раушенбергом, Эдуардо Паолоцци – и совместных работ с ними, Вознесенский разделял главные принципы поп-арта: интерес к массовой культуре и её критике, работа с медиа, обращение к культурным героям современности; стремился к эмблематичности в своих работах, поддерживал высокую степень публичности, был советской и постсоветской поп-звездой.
Большую часть выставки займёт визуальная поэзия Вознесенского, созданная им в течение 1990-х годов – такого же важного для его творчества периода, как и 1960-е. Впервые зритель сможет посмотреть на эскизы к знаменитым видеомам и многочисленные рисунки поэта, впоследствии ставшие иллюстрациями к его публикациям. Сам он считал эти работы не менее важными, чем стихи.
Андрей Вознесенский:
"Все говорят, что моя поэзия очень визуальна и метафорична. Есть идеологическое инакомыслие, которое ещё могло пройти, если поменять конец или что-то изменить. Художественное же инакомыслие воспринималось всегда в штыки. В качестве образца такого новаторства называли поэму «Мастера», стихотворение "Я – Гойя". Все это было связано с живописью. Изобразительный образ шел параллельно поэтическому. А когда появились видеомы, это стало своего рода концентрацией поэтического. Поэтому в видеомах фигурируют поэты: Ахматова, Есенин, Маяковский, Мандельштам. Это попытка метафорически, изобразительно прочесть поэта".
"Визуальность близка новой сегодняшней поэзии. Новая поэзия, подтверждая тезис Жака Деррида, децентрализуется. Искусство – священные черепки, черепки будущего. Несколько лет назад, когда трещины ещё не трещали, а лишь угадывались, я начал рисовать видеомы, и лишь потом я понял, что это осколки, черепки смысла и распадающейся цивилизации".
Отдельной главой выставки станут архитектурные и скульптурные проекты Вознесенского. Это, например, известная многим москвичам масштабная стела "Дружба навеки" на Тишинской площади, которую скульптор Зураб Церетели создал по концепции Андрея Вознесенского. Кроме неё в экспозиции появится реконструкция публичной скульптуры Вознесенского "Россия Воскресе" – огромного земного шара, вытянутого в форме яйца, – которая была установлена им в Брюсовом переулке в 1993 году.
Выставка продолжает исследование архива Андрея Вознесенского, начатое весной 2022 года, и становится важной вехой в его изучении. В планах Центра Вознесенского полностью оцифровать все материалы и дать возможность молодым исследователям работать с оригинальными документами напрямую.
В рамках выставки в Центре Вознесенского пройдёт сопроводительная программа, среди событий: лекции о Вознесенском, кураторские экскурсии, премьеры фильмов, поэтические чтения и многое другое. Подробное расписание событий – на сайте.
***
Даты: 27 апреля – 27 июля.
Место: Центр Вознесенского, ул. Большая Ордынка, д. 46, стр. 3.