Центр Вознесенского представляет выставку к 90-летию со дня рождения поэта
"Вознесенский. Еще" – это название выставки к 90-летию со дня рождения поэта, и оно не случайно, потому что не поэта, а художника хотят показать в Центре Вознесенского. Оказывается, Андрей Андреевич был и поклонником, и мастером поп-арта. Юлия Кундрюкова – подробнее.
Вознесенский – поп-звезда, смело утверждают кураторы выставки с подзаголовком "Еще". Это слово из его поздней поэмы "Заверещание", в которой просил: "Еще продлите... Хотя б минуту еще". И он, безусловно, длится: в стихах и в том, что было скрыто от глаз – оказывается, Андрея Вознесенского можно назвать и художником. В первом зале Вознесенский-концептуалист, на каждой работе обязательно есть текст. Во втором – большинство работ из девяностых, когда поэт экспериментировал с жанром поп-арт. Ну, а третий зал посвящен Вознесенскому-архитектору, ведь образование он получил в МАРХИ.
Он – один из тех, кто собирал "Лужники" – предстает в новом свете вот так, вдруг. Потому что только сейчас сотрудникам музея удалось добраться до архивов поэта. Находили работы в коробках, чемоданах, на антресолях, и еще далеко не всё разобрали. Оказывается, ранние работы Вознесенского вполне можно отнести к концептуализму. Чередование слов – любимое упражнение: мать при повторении легко превращается в слово "тьма". И вообще поэт рассказывал, что писал стихи, потому что "видел" их еще до того, как записывал. А на художественные полотна обязательно добавлял текст.
"Определить место художника Вознесенского – и вот мы придумали такой смешной термин "переделкинский сентиментальный поп-концептуализм", чтобы попытаться зафиксировать всю эту сложность", – рассказал куратор выставки Дмитрий Хворостов.
Он посвятил несколько концептуальных работ, которые называл "видеомы", писателям и поэтам: Прусту, Есенину, Пастернаку, который стал первым, кто отметил талант Вознесенского; Маяковскому, которого считал учителем. С поп-артом поэт познакомился за границей, знал художников из британской "Независимой группы" первых поп-артовцев. Инсталляция – "Опти Лапти" – о России как о родине шахмат. А одна из последних работ в этом стиле – "ВВВ. Девочка с пирсингом точка ру".
"Мы будем инициировать научные исследования, работы. Будет обязательно конференция проведена. То есть сейчас только-только самое начало. И то, как хранить этот архив, сейчас решается. 90-летие – это старт", – сообщила директор Центра Вознесенского Ольга Варцева.
Вознесенский-архитектор – это тоже новая грань. Хотя в Москве на Тишинской площади с начала восьмидесятых стоит монумент "Дружба навеки", который поэт делал совместно с Зурабом Церетели. В любом творчестве чувствовал себя свободным от стилей: он считал, что искусство не принадлежит конкретной эпохе или идеологии, оно – достояние всего человечества во все времена.