Первая турецкая АЭС принимает топливо
Вечером накануне церемонии на площадке строительства первой в республике атомной электростанции активности еще больше, чем обычно. В шатре, в котором гости праздника смогут послушать обращения лидеров России и Турции, заканчивается сборка модели будущей АЭС. Для торжественной церемонии придумали специальный логотип, который символизирует, что ядерное топливо из России доставлено в Турцию – российская тепловыделяющая сборка окружена турецкими тюльпанами.
Объект на побережье Средиземного моря – это самая крупная атомная стройка мира. Здесь возводят четыре энергоблока ВВЭР-1200, которые относятся к поколению 3+, а значит соответствуют самым высоким стандартам безопасности. Перед тем, как состоится пуск энергоблока, в активную зону реактора загрузят так называемые имитаторы – макеты топливных кассет. Это позволит проверить работу ключевых систем реакторной установки.
"В апреле начинает работать имитатор, на втором блоке в этом году делаем сварку ГЦТ. На третьем блоке монтируем реактор и на четвертом – ловушку расплава. Машзалы мы строим быстрее, чем запланировали. Думаю, что к концу этого года уже будут готовы три машзала из четырех, ну и в следующем завершим четвертый", – говорит Анастасия Зотеева, генеральный директор АО "Аккую нуклеар".
На объекте работают более 20 тысяч человек, и молодежь Турции видит "Аккую" как шанс построить успешную карьеру.
Станцию возводят по технологии open top – это значит, что самое тяжелое оборудование, например, корпус реактора, устанавливают в здание еще до того, как смонтирован купол – это позволяет строить быстрее. Подобные операции может выполнить только самая лучшая техника.
Якуб управляет строительными кранами уже 16 лет, и последние три года он оператор самого мощного крана в мире. Таких великанов, способных поднять три тысячи тонн, в мире всего пять, и два из них – работают на площадке "Аккую". Опытному крановщику Якубу пришлось проходить дополнительное обучение, чтобы освоиться среди всех этих мониторов, кнопок и педалей.
"У нас тут три основных монитора. На первом – данные по весу груза, на втором – общая длина груза, глубина троса и некоторые характеристики положения крана. Третий показывает характеристики балласта", – говорит оператор крана Якуб Чекич.
К мирному атому Турция приходит на фоне таких новостей, как полный отказ Германии от этого вида энергетики. Закрыв последние АЭС у себя, Берлин стал закупать еще больше энергии у французских соседей, у которых больше 70 процентов генерации приходится на атомные станции.
В Турции четыре реактора станции "Аккую" общей мощностью 4800 МВт каждый год смогут давать 35 миллиардов киловатт часов в год – это примерно 10 процентов из того, что нужно экономике республики. Такого объема хватит целому Стамбулу.