Бронзовую фигуру Ивана Грозного реставрируют в Петербурге
Cкульптуру Марка Антокольского "Иван Грозный" восстанавливают в петербургском Музее истории религии. Более 20 лет она хранилась в фондах, и посетителям ее не показывали. За работой реставраторов наблюдала Ольга Скрипкина.
Пока без глянцевого блеска, но уже в благородных бронзовых тонах. Хотя еще недавно сотрудникам Музея религии на скульптуру было больно смотреть и стыдно показывать. С головы до ног фигуру Ивана Грозного покрывал налет времени. Реставраторы насчитали десятки оттенков – зеленые, серые, желтые разводы. И тысячи белых пятен. "Этой краской была покрыта вся скульптура, мелкими брызгами. Такое впечатление, что, возможно, у строителей упало ведро с краской, и его вот так обрызгало", – поделился художник-реставратор Иван Мельников.
Реставраторы оттирали сантиметр за сантиметром костяным скребком. Обычный растворитель повредил бы металл, пробовали щадящим – не помогло. Четыре месяца ушло на расчистку, и это еще не конец. Вплоть до осени мастера будут убирать зеленую патину времени.
Соль не успела изменить рельеф скульптуры. Поверхность бронзы идеально сохранилась. После реставрации посетители увидят Ивана Грозного таким, каким его задумал автор. Но с одним отличием. В левой руке Иван Грозный когда-то держал четки. Точно такая же скульптура хранится в Русском музее. Автор их сделал несколько, причем две – по заказу Александра II. Завоевать внимание императора помог случай в Академии художеств. Марк Антокольский слепил этот образ из гипса и хотел выставить на конкурс, но его раскритиковали за несоответствие канонам. Талант не разглядели академики, зато заметил сам царь.
"Александр II приехал, посмотрел на работу и купил ее за сумасшедшие по тем временам деньги – 8 тысяч рублей. Как писал сам Антокольский: я уснул безвестным и бедным, а проснулся богатым и знаменитым", – рассказала главный хранитель фондов Государственного музея истории религии Елена Денисова.
Антокольский был первым, кто взглянул на Ивана Грозного не только как на монарха или кровавого тирана, он показал в первую очередь человека. Мучителя и мученика. "Он не ставил себе не задачу его презентации как государственного деятеля, потому что об этом и так было много написано. Уже к тому времени это обсуждали. А его интересовала именно внутренняя жизнь, борьба, переживания царя", – пояснил старший научный сотрудник Государственного музея истории религии Александр Карпов.
В сентябре мастера завершат работу над скульптурой. Сразу после реставрации Иван Грозный на полгода отправится на выставку в Кремль. Чтобы москвичи и гости столицы смогли взглянуть на противоречивый образ царя, увековеченный в бронзе.