"Беги, Войцек!": в Маяковке поставили пьесу Бюхнера
В основе пьесы "Войцек" – реальная история цирюльника из Лейпцига. 27 августа 1824 года бывший солдат Иоганн Христиан Войцек, на почве ревности убивший свою любовницу и был публично казнен. После развернулась полемика по поводу степени вины казненного, а отголоски этих споров отразились в труде, написанном немецким драматургом Георгом Бюхнером.
Пьеса "Войцек" считается лучшим произведением драматурга. И это при том, что Бюхнер так и не успел завершить свой замысел. Он умер в 23 года от тифа. В 1875 году австрийский писатель Карл Эмиль Францоз, трудясь над собранием сочинений Бюхнера, создал ту самую редакцию пьесы, которая сегодня лежит в основе большинства сценических или экранных интерпретаций, в том числе в опере, балете, мюзикле и в кино.
Илья Никулин, актер: "Мы сошлись с режиссером с смыслах этой пьесы. Мы оба хотели, чтобы это было про простого и не сумасшедшего человека, который тотально одинок. Но сказать просто про одиночество – это очень мало. Это про то, что человек не может вписаться с мир. И его это так гнетет, что приводит к трагическим последствиям".
Над этим материалом режиссер Филипп Гуревич думал со времен поступления в ГИТИС.
И предлагает взглянуть на "Войцека" не как на драму маленького человека, подавляемого большинством, а как на бытовую трагедию, в шаге от которой может оказаться каждый из нас. Войцек тоже сам себя загоняет в тупик.
Филипп Гуревич, режиссер: "Нам важно, чтобы залу было бескомпромиссно понятно, что происходит. У Войцека тоннельное мышление, он изначально поставлен в безвыходное положение. Некогда раздумывать и сопереживать, когда сам вынужден выживать. Трагедия Войцека в том, что рядом не оказалось ни одного человека, кто взял бы его за руку и сказал: пожалуйста, перестань. Спасение, поддержка, Бог — в тебе самом, в друге, в семье, в деле, которому предан".
Создатели сочиняют выразительный мир немецкого экспрессионизма, а зрители оказываются внутри игрового пространства, в прямом контакте с артистами, и становятся участниками суда над героем.
Войцек, загнанный в сценический круг, — человек или насекомое? Жертва или убийца? Как вырваться из болота обстоятельств, принуждающих тебя к насилию? Вынося приговор прошлому героя, зритель предугадывает и свое будущее.
Илья Никулин, актер: "Над этим спектаклем нужно подумать и почувствовать! И я считаю, что это очень важно, что есть вещи, о которых человек задумается, посмотрев этот спектакль. Никто не говорит, что это средний спектакль. Кто-то нас любит, а кто-то ненавидит. Разве это не повод прийти и посмотреть?!"