Театр Маяковского представит премьеру спектакля "Фауст"
Спектакль "Фауст" по одноименному рассказу Ивана Тургенева в Театре Маяковского. Что связывает русского писателя и Гете, узнала – Алия Шарифуллина.
"Безусловно, приятно разморозить какую-нибудь душу", – говорит главный герой. Но что если в этом механизме что-то срывается с колес и уносит человека в зону неведомых мыслей и эмоций? Куда приводит воображение? – именно это интересует постановщиков спектакля и для ответа на вопрос они выбрали не самый очевидный текст – малоизвестную повесть Тургенева "Фауст".
"Фауст" Гете был любимым произведением Тургенева. Первую его часть он знал почти наизусть, посвятил трагедии немало статей. В 1856 году Тургенев написал своего "Фауста". И это была попытка проанализировать, как произведение немецкого поэта может повлиять на русскую душу. Именно томик "Фауста", который герои Тургенева читают в один из скучных вечеров – становится той силой, пробуждающей подавленные чувства. Вера Ельцова "точно все годы пролежала в снегу". Мать боялась разбудить воображение дочери и не давала ей читать художественные произведения: "Ты как лед: пока не растаешь, крепка, как камень, а растаешь, и следа от тебя не останется".
"Воображение, оно с одной стороны толкает нас на какую-то активность, стремление познать что-то, изведать, что-то изменить в себе. А с другой стороны, иногда это воображение заносит нас в какие-то миры или области, где мы теряемся и не знаем настоящих законов", – рассказала режиссер Вера Камышникова.
Текст Тургенева режиссер Вера Камышникова смешала с Фаустами Гете, Пушкина, Марло и даже "Метаморфозами" Овидия, и все это превратила в "психологический концерт". Персонажи сливаются, мистика переходит в пластику и уже не разобрать это реальность или фантазия главного героя. Для Тургенева Мефистофель – "бес людей одиноких, рефлексирующих", и поражает он подобных Фаусту – "эгоистичных", "мечтательных". Это не черт с рогами, а "что-то такое, что в каждом человеке есть".
"Есть рефлексия здоровая, а есть рефлексия, когда ты в детской позиции находишься, когда все плохо, когда депрессии, меня никто не любит, все плохо. И это гоняешь по кругу. Мой герой находится в этой детской позиции, и как ребёнок хватается за свет, за соломинку", – говорит актер Олег Ребров.
Где та граница между воображением созидательным и разрушительным? Что же такое жизнь – следование долгу, бесконечный труд или свобода чувств и радость наслаждений? "Отречься от своих желаний должен ты, отречься" – эпиграф повести Тургенева взят из "Фауста" Гете. Но в постановке Камышниковой – это руководство не к действию, а к размышлению.