"Гротеск в кино" – необычная выставка к 100-летию со дня рождения Гайдая
"Гротеск в кино" – необычной выставкой отмечает столетие со дня рождения Леонида Гайдая Гильдия художников кино и телевидения. Организаторы уверены: благодаря этим эскизам современные авторы могут найти ключ к новому киноязыку. О тех, кто блестяще владел искусством гротеска, – Станислав Анисимов.
Ломать не строить. А ведь построено было отлично: по эскизам художника Евгения Куманькова. Его творческий союз с Леонидом Гайдаем удивлял многих. Куманьков не отличался особой любовью к гротеску, его больше интересовала сказочная, волшебная реальность, нежели гиперболизированный окружающий мир. На выставке в Доме кино – опровержение этого факта. Гротеск как он есть – в каждой линии, в каждом образе: источник вдохновения для режиссера, непростая задача для декоратора. "Принципиально важно подчеркнуть значение как отдельного произведения искусства, несмотря на прикладной характер киноэскизов", – считает куратор Гильдии художников кино и телевидения Союза кинематографистов России Ирина Измайлова.
Гротеск экранизации Ильфа и Петрова, конечно, в отношении к вещам. Это особенно отчетливо видно на эскизах Куманькова. Яркая деталь гиперболизируется до невероятных масштабов. На экране Гайдай вслед за литературным первоисточником и фантазией художника подчеркивает преувеличенное значение вещи. Мир наизнанку – это когда вещи узнаваемы, но в то же самое время они потеряли свой функционал. Этакое состояние на грани сна и яви. Кинематограф довел этот принцип до абсолюта, переворачивая реальность не только в пространстве, но и во времени.
Очень удобно, когда есть машина времени, с помощью которой можно ненадолго поменять местами управдома и царя. На эскизах Евгений Куманьков не забыл и о фирменной киноподписи Гайдая – черной кошке. Правда, мастерам пришлось разрабатывать декорацию без нее. "Это люди, которые обладают талантом организовывать производство фильма, строительство декораций, создание костюмов, и они художники. Работают с цехами, воплощают это все", – сказал доктор социологических наук, пасынок Е. Куманькова Никита Покровский.
"Не может быть!" Леонида Гайдая – экранизация трех произведений Михаила Зощенко. В этой работе и художник и режиссер приближаются к самой границе гротескного повествования, на которой сталкиваются противоречия действительности, комическое и ужасное. Конечно, такой перевертыш производит, прежде всего, комический эффект, забавно поменять местами верх и низ. Но в тоже самое время зрители начинают испытывать чувство тревоги и неустроенности, понимая что вокруг творится какой-то хаос.
На выставке в Доме кино за хаос и его управление отвечают эскизы Павла Илышева к фильму-сказке "Полет в страну чудовищ", снятом в актуальном жанре антиутопии. "Идет общая тенденция по созданию нового киноязыка, и гротеск – это то понятие, когда гиперболизируются, усиливаются какие-то вещи, которые дают новую подачу самого кинопроизведения", – отмечает художник-постановщик, автор выставки Павел Илышев.
От смешного до страшного – гротеск в кино ближе к реальности, чем мы думаем.