О чем рассказывает новый сериал "За океан"?
Рискуя жизнью, помочь беженцам спастись от нацистов. Новый сериал "За океан" снят по роману "Портфолио полётов", основанному на реальных событиях. Почему проект заслуживает внимания – в авторской рубрике Станислава Анисимова.
Действие сериала разворачивается в 1940 году в Марселе. Большая часть Франции уже оккупирована фашистами. Со всей Европы на юг страны устремился поток беженцев, которые надеются покинуть континент. Все они обращаются к журналисту Вариану Фраю. Он возглавляет комитет спасения.
"Мой отец знал людей из окружения Вариана Фрая. Тех, кто спасал художников. Меня так впечатлила эта история, что прочитав позже книгу, я решила создать этот сериал", – отметила сценарист Анна Вингер.
Вариан Фрай работал в The New York Times. В Германии он был очевидцем прихода к власти нацистов. Многие его статьи отказывались публиковать, поэтому он решил помогать людям не словом, а делом. Укрыв своих подопечных на загородной вилле Эйр-Бель, в ее декорациях и снят сериал.
Вилла Эйр Бель – настоящая. Это здание было арендовано Варианом Фраем и Мэри Джейн Голд от имени Комитета по чрезвычайным ситуациям для укрытия беженцев, а вовсе не принадлежала другу главного героя, как показано в сериале. Со временем Вилла стала культурным центром, объединившим европейскую богему. Здесь жили и творили Марсель Дюшан, Макс Эрнст, Андре Бретон. До наших дней здание не сохранилось, его снесли. И авторы сериала снимали похожую виллу, располагавшуюся по соседству, ее вообще не трогали с 40-х годов. Все аутентично.
Режиссеры и художники скрупулезно восстановили исторические места – локации, в которых снимался сериал. Убирали признаки современности. В результате всё получилось точно, но эту драму критикуют за излишнюю сентиментальность в духе "Касабланки".
"Мы снимали в Марселе и большинство мест -подлинные, те самые, которые фигурировали в документах и воспоминаниях. И это чувство, мурашки по коже, как будто история оживает у тебя перед глазами", – заявила Вингер.
Вступительные аккорды Пятой симфонии Бетховена стали символом для союзных войск. И этому отведен отдельный эпизод в сериале – пересечение темы искусства и войны. Ее такты легко переводятся на Азбуку Морзе. Благодаря известному жесту Уинстона Черчилля, она символ победы.
Черно-белые финальные титры сериала стилизованы под европейский киноавангард 20-х годов прошлого века. Здесь есть отсылки и к сюрреализму, и к немецкому экспрессионизму. Без труда угадываются цитаты из "Андалузского пса" Луиса Бунюэл и Сальвадора Дали, фильмов Ганса Рихтера и Фернана Леже. Так создатели подчеркивают разрыв субъекта и истории: мол , все, что вы увидели на экране – не более чем игра со смыслами и значениями. Не документальный фильм, а фантазия авторов.
Но к этой фантазии стоит присмотреться повнимательнее...