"Кутузов: жизнь и память" – выставка в Музее истории религии в Петербурге
"Кутузов: жизнь и память" – в Музее истории религии проходит выставка, посвященная генерал-фельдмаршалу и командующему русской армией. Экспозиция приурочена к 210-летию со дня смерти полководца. Выставка рассказывает не только о великих победах Кутузова, но и об обстоятельствах его кончины и захоронении тела в Казанском соборе. Сергей Загацкий – подробнее.
28 апреля 1813 года после обычной, как казалось, простуды скончался прославленный полководец граф Михаил Илларионович Кутузов. Случилось это через несколько месяцев после полного разгрома наполеоновских войск, на пике победного шествия русской армии по Европе. Казалось бы, траурная точка в истории Отечественной войны 1812 года. Но нет.
"Обычно полководцев хоронят на месте их гибели, но в данном случае было решено перенести тело Михаила Илларионовича в Санкт-Петербург, и Александр I определил местом его погребения Казанский собор. Казанский собор к тому времени уже превращается в мемориал войны 1812 года, именно туда свозятся трофеи", – рассказал старший научный сотрудник Государственного музея истории религии Владимир Безродин.
Российская история тогда еще не знала примера, чтоб кафедральный храм становился военным музеем. Конечно, в Петербурге был Петропавловский собор, где с петровских времен хранились добытые в боях шведские знамена, но это, скорее, была дань почитания первому русскому императору. В Казанском же – военные трофеи выставили именно как экспонаты. Могила Кутузова стала народным мемориалом. Потому что и недавняя война была по-настоящему народной: врага изгоняли всем миром, а главные тяготы вместе с солдатами взяли на себя простые деревенские мужики – ополченцы.
"В нашествии Наполеона уже тогда, в 1812 году, многие видели не только войну между двумя государствами, но и нашествие иноземцев, нашествие иноверцев", – пояснил Владимир Безродин.
Никто не знает, кто автор этой картины. Но она сильно выбивается из традиций батальных полотен: почти монохромная гамма, аллегоричность, близкая к иконописной. Горит Москва, остывает после битвы Бородинское поле, и Николай Чудотворец молится за русский народ. Услышав молитвы – и святого, и миллионов мужчин и женщин на разоренных французами землях, – небесное воинство обрушивается на захватчиков.
К столетию победы в Отечественной войне 1812 года в России хотели создать большой музей, посвященный событиям и героям той поры. Но пока выбирали проект, собирали экспонаты, спорили и судили – грянула Первая мировая. За ней революция, а потом и Великая Отечественная. О масштабных планах пришлось забыть, экспонаты разъехались по разным коллекциям. Но память осталась, говорят создатели выставки.