Эрмитаж показывает свои костюмы от Зайцева и Юдашкина
Ретроспективную выставку костюма недавно ушедших из жизни художников-модельеров Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина представили в Реставрационно-хранительском центре Эрмитажа. Эти работы были подарены музею самими кутюрье. Все детали рассмотрела Екатерина Грициенко.
В приталенных силуэтах, в россыпи пайеток, в складках льна и узорах мережки – повсюду витает ностальгия. Необъяснимая грусть по необузданным перестроечным годам и куда более ранним эпохам.
"Два наших замечательных модельера, которые своей силой не только таланта, но и силой силы заставили мир понять, что такое российские модельеры и что мы можем определять моду и у себя, и в мире. Это громадные их достижения", – говорит Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.
"Ностальгия" – название коллекции Вячеслава Зайцева 2012 года, но неизбывную любовь к России, к родному Иваново художник впервые воплотил в моде намного раньше, только коллекция 1963 года с расписными валенками и телогрейками не дошла до наших дней.
Окончив текстильный институт, Зайцев устроился на подмосковную швейную фабрику, разрабатывал спецодежду для женщин. Вместо серой униформы он предложил яркие куртки и юбки с павлопосадским узором. Методический отдел коллекцию отверг.
О большой дружбе двух художников рассказывает платье из коллекции «Грезы». Нежный изумрудный и узорчатый шелк – это подарок Зайцеву от Кардена. Такую ткань в России 90-х было невозможно найти. "Описывая свои впечатления, рассказывал, что для него было совершенно невероятным счастьем получить в руки пластичный, податливый, очень приятный на ощупь шелк, с которым можно было делать абсолютно все что угодно", – вспоминает Нина Тарасова, хранитель коллекции костюмов.
Участник первого показа Зайцева в столице мировой моды – ансамбль из коллекции "Русские сезоны" в Париже: платье-пальто, характерного для 80-х кроя, четкие линии плеча, вышивка в стиле эполет. Зайцев, который так любил яркие краски для показа на Елисейских полях выбрал черный – "цвет интеллекта", говорил модельер.
"Блистательный проход манекенщиц по подиуму. Париж рукоплещет русскому дизайнеру. После этого его вызывают на подиум и вручают от имени мэра Парижа диплом о присуждении ему почетного звания гражданина города Парижа", – рассказывает Нина Тарасова.
Смелое по дизайну и с филигранным декором – это платье Валентина Юдашкина, выполненное в 2009 году. Вышивка шелковым шнуром, бисером и стразам. И все же главный акцент наряда – страусиные перья. При малейшем движении они колышутся, как бы рассказывают свои тайны красоты.