19 мая 2023, 16:38 19 мая 2023, 17:38 19 мая 2023, 18:38 19 мая 2023, 19:38 19 мая 2023, 20:38 19 мая 2023, 21:38 19 мая 2023, 22:38 19 мая 2023, 23:38 20 мая 2023, 00:38 20 мая 2023, 01:38 20 мая 2023, 02:38

Постоянную экспозицию дизайна открыли в Музее декоративного искусства в Москве

  • Постоянную экспозицию дизайна открыли в Музее декоративного искусства в Москве
  • Картинка
    Постоянную экспозицию дизайна открыли в Музее декоративного искусства в Москве
  • Постоянную экспозицию дизайна открыли в Музее декоративного искусства в Москве
Экспозиция "Вещь! Ре/Конструкция" охватывает период от конструктивизма 20-х годов прошлого века до современных экспериментов.

Первую в стране постоянную экспозицию отечественного дизайна подготовил Всероссийский музей декоративного искусства. Она охватывает целое столетие – от конструктивизма 20-х до современных экспериментов. Юлия Кундрюкова расскажет подробнее.

Здесь воплощают дизайнерские проекты прошлого, оставшиеся на бумаге, чтобы зрители представляли объем в натуральную величину, например торшеры Александра Родченко. С 20-х годов идеи конструктивизма проникали во все сферы жизни: то, с чем каждый день сталкивался советский человек, должно было передавать дух времени. По чертежам Игоря Шелковского из сосны и рогожки собрали вот такое "Кресло номер 2".

"Наша выставка не об истории стиля, не о хронологическом периоде в развитии стиля, а про проектные модели в дизайне. И начинается развитие этой проектной модели как раз в конце 50-х годов – начале 60-х", – рассказывает заведующая фондом предметного дизайна Всероссийского музея декоративного искусства, куратор выставки Вера Савельева.

Из архивов подняли и оцифровали обои – специально для экспозиции. В 60-е выбор становится шире: яркие, спокойные, минималистичные – на любой вкус. В это же время в стране проходят ежегодные выставки "Искусство в быт". Представленные тогда образцы жилых интерьеров здесь тоже есть. Чуть позже дизайнеры начинают больше экспериментировать: человек не просто взаимодействует с вещью, он вступает с ней в диалог. Концептуалисты предложили новый подход, который назвали "театр вещей". А современные дизайнеры – их работы соседствуют с проектами предшественников – подхватили эту идею. Вот этот стол "включается", если хозяин его погладит.

"Это важно для понимания истории развития российского дизайна. Это важно для знания имен, на которые ориентируются сегодня креативные производства. Сами вещи и остроумные, и простые, и одновременно в своей простоте гениальные", – комментирует Елена Титова, директор Всероссийского музея декоративного искусства.

Прост и, возможно, гениален, к примеру, вот этот журнальный стол "Флаг". Он рядом с предметами конструктивистов, потому что целиком состоит из советской символики. Автор – Надежда Аверьянова, и это уже конец 80-х. Выходит, главная задача выставки – не разделить по стилям и эпохам, а показать, как одно перетекает в другое.

В 1975 году в Москве проходил международный конгресс промышленного дизайна. Российским авторам дали задание: удивить зарубежных коллег. Вот такой экспонат они представили: стул и кресло из картона. Удивить получилось, ведь это – одна из первых попыток экологичного дизайна. И дело не только в материале – эти предметы легко можно разобрать за ненадобностью и отставить в сторону, а потом снова собрать. В этот же период Александр Сикачёв создает МЕБАР (от слов "мебель" и "архитектура") – такая трансформируемая система интерьерного оборудования, причем рабочая. Сам автор устроил такую у себя в квартире.

Эта экспозиция – еще один шаг к тому, чтобы запечатлеть и изучить российский дизайн, о котором не так уж и много известно.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация