В ближайшие дни причалы морского порта Дудинки полностью уйдут под воду
Он сказал – поехали! Это, конечно, не полет в космос и даже не первый, но все же технологический процесс очень сложный. В нем задействованы несколько десятков разнопрофильных специалистов, сложная и уникальная техника. Не обходится и без лома с кувалдой.
На морских причалах работает 5 "Кировцев", высотой свыше 150 метров, весом более 200 тонн. В отличие от немецких Либхеров, которые самостоятельно и оперативно могут покинуть причалы на своих колесах, отечественные гиганты привязаны к железнодорожной магистрали. Сначала их перегоняют на самоходную платформу и увозят к подъемнику.
Эта процедура визуально не такая сложная и относительно быстрая. Но вот потом начинается буквально ювелирный процесс – поднятие крана по наклонной, в гору. Для этого есть специальная косяковая тележка.
Артем Помыткин, заместитель начальника первого перегрузочного комплекса ЗТФ:
"Косяковая тележка поднимает портальный кран с уровня причалов, +8 метров, на уровень отстойных путей, +20 метров. Тележка, несмотря на то, что разработана еще в Советском Союзе, она всё еще продолжает служить. Грузоподъемность у нее – 500 тонн. Ежегодно, она проходит обслуживание, и соответственно выполняет свою роль, не смотря на приличную наработку".
Двигаться в гору она будет крайне медленно, как черепаха, буквально сантиметр за сантиметром. Но, как говорят портовики, главное здесь не скорость, а безопасность.
Вся Дудинка слышит эти "песни китов", и уже весь город знает – если в порту поднимают краны, значит скоро ледоход. Это местная примета такая.
Дудинский морской порт – единственный в мире, причалы которого каждую весну полностью уходят под воду. Енисей разольется ориентировочно 25 мая, и вода поднимется где-то на уровень контейнеров. Поэтому площади освобождают: убирают грузы, рабочие вагончики и, конечно, краны. Они хоть и сверхмощные, но ледоход, который на своем пути все стирает в порошок, – не выдержат.
К технике здесь относятся не менее трепетно, чем к людям. За прошедший зимний сезон ни единого случая травмы или гибели сотрудников. За техникой безопасности строгий контроль. Сергей Божок работает в порту с 2000 года. Для докера-механизатора первого класса это уже 22 подъем. Сейчас, конечно, все привычно и обыденно, но первый раз помнит, как сейчас.
Сергей Божок, докер-механизатор 1 класса Дудинского морского порта:
"На высоте, еще и едешь. Как бы, непривычно, тебя еще и везут. Самое страшное было подниматься на "косяковую" тележку. Как бы не очень привычные ощущения: сильно высоко и по бокам ничего нет. Ну страшно".
Как только последний кран припаркован в отстойнике, в порту подводят итоги зимней навигации: с начала этого года обработано 59 морских судов – это почти миллион тонн грузов. На период паводков работа так же не прекращается. Во время ледохода потребителю отправляют накопленные объемы. С приходом большой воды суда разгружают на рейде.
Алексей Новаков, генеральный директор Дудинского морского порта:
"У нас в планах стоит принять около 3-х миллионов тонн грузов. Понятно, что будем работать по двум направлениям: морское направление и речное. Планируем порядка 700 тысяч тонн отдать готовой продукции и других грузов. Поэтому, без работы точно не останемся".
Ледоход в Дудинке по предварительным прогнозам ожидают 6-8 июня. Даже для Таймыра это сравнительно поздно. Но зима здесь была суровая, да и весна не радует. Сейчас кромка льда находится в районе поселка Верещагино – это где-то ниже на 800 километров. Для сравнения, в прошлом году в это же время лед кололся в районе Игарки – это практически в два раза ближе. Предсказывать поведение природы на Таймыре – дело не благодарное. Единственное – наверняка, большая вода с причалов уйдет только к середине июля. То есть краны проведут в отстойниках около 2-х месяцев.