Дорогу в частном секторе Нижнеудинска засыпали щебнем с опасным для людей веществом
Жители улицы Центральной долго просили отсыпать им дорогу, но сейчас говорят — уж лучше бы ямы да колеи, чем то, что сотворили коммунальщики. Прошлогодний ремонт в прямом смысле дурно пахнет. Особенно в жару и в дождь.
"Запах. Запах креозота. Ну вот как по шпалам, когда идешь по железной дороге — пахнет креозотом. И обратили внимание на костыли железнодорожные", — говорит жительница г. Нижнеудинска Нина Чертовских.
Позже люди выяснили — каким-то образом муниципальному предприятию "Коммунальник" щебень достался после ремонта железнодорожного полотна. Бесплатным материалом и отсыпали улицу Центральную. Навезли аж восемь КАМАЗов.
"Это синие масляные пятна по всей дороге. Там же мазут в составе железнодорожный. И вот это вот все бежит и впитывается в землю, в воду. Потом люди это все будут пить годами."
На тревожные сигналы жителей отреагировали природоохранные прокуроры и специалисты Роспотребнадзора. Пробы сомнительного грунта показали неожиданное — вещество первого класса опасности.
"Самый страшный канцероген — бенз(а)пирен называется. Это химический элемент. Он не разлагается в природе, он очень устойчив, и самое страшное его свойство — он накапливается в живых организмах, в животных, в растениях, ну и в людях соответственно", — говорит житель г. Нижнеудинска Владимир Безбородов.
Теперь местные переживают, что эти полкилометра дороги могут довести их до больничной палаты.
Опасения людей подтвердил доктор химических наук. Бенз(а)пирен — вещество коварное. Попадая через дыхательные пути, он не покидает организм. При постоянном контакте с этим соединением даже маленькие его концентрации будут накапливаться в человеке, говорит Андрей Иванов.
"Первыми, как ни грустно, страдают дети. Во-первых, дети находятся чуть ниже к дороге за счет роста, вдыхают поэтому сильнее. Во-вторых, концентрация, которая нужна ребенку, гораздо ниже. Кроме того, безусловно, это опасно для тех, кто предрасположен к онкозаболеваниям. Бенз(а)пирен может вполне выступить триггером, который может запустить онкологические процессы", — говорит директор Иркутского института химии им. А. Е. Фаворского СО РАН Андрей Иванов.
"У нас в Нижнеудинске нет химических предприятий. Но у нас заболевания на высочайшем уровне. Как мне знакомый врач говорил, у нас даже сейчас младенцы начали болеть."
Природоохранная прокуратура еще в прошлом году выдала предписание администрации Нижнеудинска — рекультивировать эти полкилометра токсичной дороги, а Роспотребнадзор взялся за муниципальное предприятие "Коммунальник", которое занималось отсыпкой.
"Юридическое лицо нами было привлечено к административной ответственности. Хочется также отметить, что при проведении дорожных работ необходимо использовать материалы, соответствующие установленными нормативными требованиям", — говорит пресс-секретарь управления Роспотребнадзора по Иркутской области Светлана Каурова.
Жители говорят, что требования надзорных органов выполнили не полностью. Часть опасного грунта так и осталась на улице Центральной. В некоторых местах, по заключению Роспотребнадзора, концентрация бенз(а)пирена превышает ПДК. Вот на воде проявляются маслянистые пятна, хотя и сверху все было присыпано чистым песком. Глава Нижнеудинска Юрий Маскаев заверил — ни администрация, ни "Коммунальник" не знали о том, что безвозмездный железнодорожный щебень содержит в себе такие сюрпризы. А вот использовали его, как выяснилось, неоднократно и не один год.
"Да, раньше в практике было. Брали эти материалы, но никто эту тему никогда не поднимал. Потому что на сегодняшний день в городе очень тяжело с посыпочными материалами для ремонта дорог. У нас отсутствует свой карьер", — говорит глава Нижнеудинского муниципального образования Юрий Маскаев.
То, что чистого грунта в Нижнеудинске не хватает, нам подтвердил и бывший руководитель муниципального предприятия "Коммунальник". Юрий Смыков в телефонном разговоре сообщил, где тот самый бездокументный железнодорожный щебень в городе наследил.
"Маскаев сам себе просил. Он живет по улице Чкалова и просил, чтобы я этим грунтом отсыпал, когда я еще работал. Потом по улице 2-ая Знаменская тоже. Уже знали, что этим грунтом нельзя сыпать. Нет — ты сыпь. Потом улица Кирова. И именно глава говорил — отсыпай этим грунтом. Это то, что Маскаев мне говорил. А до этого мы сыпали — ул. Аллейная. Лично нам в "Коммунальнике", лично мне говорили: вот на площадке выгружают этот щебень и говорят — езжай бери вот этот щебень — сыпать дороги им. Я даже не знал, что нельзя им сыпать. Потом узнал, когда провели экспертизу. Я брал просто и сыпал, потому что деньги мне на это не выделяли", — говорит бывший директор МБУ "Коммунальник" Юрий Смыков.
Но от людей с выше перечисленных улиц официальных жалоб никуда не поступало. С остатками бенз(а)пирена на Центральной специалисты отдела ЖКХ планируют бороться, когда потеплеет.
"Мы внесем микроорганизмы, которые разложат весь оставшийся бенз(а)пирен, потом сделаем контрольные пробы, по показаниям того, что у нас прошла рекультивация земли."
"А что это за микроорганизмы, мне просто любопытно?"
"В нашем случае — это пивные дрожжи."
"Просто дорогу засыпать пивными дрожжами, получается?"
"Да. Да", — говорит ведущий инженер отдела ЖКХ администрации г. Нижнеудинска Наталья Рукосуева.
Об этом методе с пивными дрожжами мы рассказали в институте имени Фаворского, и это слегка обескуражило даже доктора химических наук. На помощь пришла микробиолог.
"Я ни разу не слышала, чтобы пивными дрожжами разлагали какой-то ксенобиотик."
"Ну и скажите, там же запах будет ого-го стоять?"
"Ну, запах будет пивных дрожжей. Он очень характерный. Там будут остатки питательной среды. Мы однозначно активизируем всю микрофлору, которая будет рядом. И что мы там активизируем, не знает никто."
Но явно "проснется" что-то нехорошее, предполагают ученые. Поэтому этот метод им показался очень сомнительным.
Ну а муниципальные дорожники отхожим железнодорожным щебнем с примесью бенз(а)пирена воспользоваться больше не смогут.
"По данному факту в адрес начальника Нижнеудинской дистанции пути внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. В настоящее время отходы хранятся в соответствии с действующим законодательством на твердой, бетонированной площадке, исключающей доступ посторонних лиц", — говорит транспортный прокурор г. Нижнеудинска Владислав Закаблуковский.
Но эта история для всех ее участников закончится еще не скоро. Нам известно, что этим делом сейчас занимается еще и Нижнеудинский ОБЭП.