"Разнообразный Наполеон" в кино – новая монография историка Мурата Куриева
"Разнообразный Наполеон" – образу полководца в литературе, живописи, театре и кино посвящена книга историка Мурата Куриева. Каким был на экране французский император и почему с этой фигурой связаны не только грандиозные удачи, но и провалы? С автором монографии поговорил Станислав Анисимов.
Все дело в шляпе. В случае с Наполеоном – уж точно. Его узнаешь из тысячи полководцев благодаря... треуголке, скажут все. И ошибутся: "Надо быть очень большим фантазером, чтобы насчитать здесь больше двух углов. Их два, это классический бикорн, то есть двууголка". Её носил Владислав Стржельчик в фильме Сергея Бондарчука "Война и мир". И сегодня эта двууголка – часть собрания музея Бородинской панорамы.
Одним из первых шляпу Наполеона примерил Альберт Дьёдонне в масштабнейшем фильме Абеля Ганса 1927 года. Его продолжительность семь часов, мало кто такое вытерпит в кинозале. Вдохновленный "Нетерпимостью" Гриффита, Ганс вообще решил снять фильм из шести частей. Среди замыслов была и серия, посвященная русской кампании.
"Ганс провел переговоры с Луначарским. Ну не переговоры, он обменивался письмами с Луначарским, и тот был готов предоставить возможность снимать. Но ни к чему это не привело, потому что первым фильмом дело и ограничилось", – рассказывает историк, автор книги "Разнообразный Наполеон" Мурат Куриев.
Живое лицо, но не красавец. Невысокий, грузный. Кажется Род Стайгер идеальный кандидат для роли Наполеона. Проблема, по мнению автора книги, в поверхностном сценарии фильма "Ватерлоо". Идея Бондарчука заключалась в том, что фильм должен стать антивоенным.
"Ватерлоо – это больше история, чем война. Это поворотный пункт в истории европейской цивилизации вообще. Там важна военная канва, но важно и понимать, что это окно в другой мир", – объясняет историк Мурат Куриев.
"Пепел" Анджея Вайды – невероятно жесткий фильм, посвященный участию поляков в наполеоновских войнах. Роль императора здесь исполнил Януш Закженский. В основе ленты – одноименный роман Стефана Жеромского. Пепел – не только метафора сожженной судьбы страны, но и гамма фильма – он снят на черно-белую пленку.
"Он сделал то, что Бондарчуку не удалось. Тот хотел сделать антивоенный фильм, но у него не получилось. Вайда хотел сделать фильм о поиске поляками национальной идентичности, но получился у него прежде всего антивоенный фильм", – отмечает историк Мурат Куриев.
История Наполеона в кино продолжается. В ноябре этого года на экраны выходит фильм Ридли Скотта, а это – кадры со съемочной площадки. В главной роли – Хоакин Феникс. Каким получится его Наполеон, увидим скоро, но к просмотру было бы неплохо подготовиться и изучить основные киновоплощения французского императора, заявлявшего: "Моя слава в том, что она будет жить вечно"! Вот тут он не ошибся.