4 июня 2023, 18:48 4 июня 2023, 19:48 4 июня 2023, 20:48 4 июня 2023, 21:48 4 июня 2023, 22:48 4 июня 2023, 23:48 5 июня 2023, 00:48 5 июня 2023, 01:48 5 июня 2023, 02:48 5 июня 2023, 03:48 5 июня 2023, 04:48

Игорь Яцко поставил "Вассу Железнову" в "Школе драматического искусства"

  • Игорь Яцко поставил "Вассу Железнову" в "Школе драматического искусства"
  • Картинка
    Игорь Яцко поставил "Вассу Железнову" в "Школе драматического искусства"
  • Игорь Яцко поставил "Вассу Железнову" в "Школе драматического искусства"
Главный конфликт пьесы совсем не бытовой – он в сфере сверхчувственного.

Васса Железнова снова восседает, будто на троне, на российской театральной сцене – теперь на сцене театра "Школа драматического искусства". Пугающе привлекателен образ женщины, в котором сплавились материнство и пароходство, проще говоря, семья и бизнес. Выдающийся пролетарский писатель Максим Горький Вассу, как известно, дважды породил. Вторую написал уже в эпоху советской цензуры, в середине тридцатых, а вышло еще сильнее.

Режиссер и актер Игорь Яцко оправданному людоедству Вассы первой (она готова была жертвовать судьбами детей ради сбережения капитала) предпочел Вассу вторую, не готовую жертвовать детьми, напротив, только за них и радеющую. Она у Горького сложнее, интереснее, привлекательнее даже. Но писал-то он ее в тридцатые: не допустима была классовая мягкотелость. Он и сделал с ней то, чего не сделал с Вассой первой – отправил ее на тот свет, капиталистку.

Режиссер Игорь Яцко с гордостью показывает свою записную книжку: ведение таких тетрадей считает своим хобби, отмечает все репетиции. Для каждого спектакля свой блокнот. Этот посвящен "Вассе Железновой". И вот историческая запись.

Людмила Дребнёва – исполнительница главной роли. Обсуждать с ней эту постановку режиссер начал больше трех лет назад. Игорь Яцко любит работу в формате лаборатории, процесс может длиться годы, и это дает возможность прочесть то, что за словами. Игорь Яцко считает: в тексте "Вассы Железновой" присутствует символический план. Конечно, Горький – реалист, и противостояние света и тьмы происходит внутри реалистической картины. Но за прямыми событиями можно разглядеть действие духовных сил – со знаком минус и со знаком плюс. И главный конфликт пьесы совсем не бытовой – он в сфере сверхчувственного.

Обстоятельство, которое можно истолковать символически, – борьба Вассы за внука Колю. Мальчик – продолжатель дела, образ будущего. Мать-революционерка хочет увезти его за границу, Васса – оставить наследника на родине. Режиссер считает его имя важным указанием: Николай – особо чтимый на Руси святой. Прошлым летом Игорь Яцко побывал в церкви Святого Николая в Мирах, где он служил и был захоронен. Образ этого храма воплощен в пространстве спектакля. "Образ храма развивается как в нижней части декораций – небольшой амфитеатр с постаментом, с лестницей и окнами, которые зажигаются в разные моменты действия, с ними взаимодействуют актеры. И верхняя часть, представленная экраном, на которых будет несколько проекций, одна из которых – это тоже продолжение верхней части храма", – пояснила художник-постановщик Мария Морозова.

Глубокое исследование текста привело создателей спектакля к выводу, который многим покажется парадоксальным: главная черта Вассы – жизнелюбие. "Вот всем докажу: чтобы выдержать все испытания, которые приходят на долю это молодой женщины – в 42 года она уже умирает, – нужно иметь очень сильные живительные токи. А они берутся только из жизнелюбия, только из любви", – уверена заслуженная артистка РФ Людмила Дребнёва.

Чем еще объяснять невероятную, ненормальную влюбленность Вассы в своего мужа? На языке современной психологии это абьюз и созависимость.

Яцко в этом спектакле еще и артист – исполняет роль Сергея Петровича, мужа Вассы. Человек, погрязший в разврате: алкоголь, азартные игры, растление малолетних. Своего героя Яцко видит как Минотавра. В спектакле он появляется откуда-то снизу – будто из преисподней. У этого героя всего одна сцена, но истолкование каждой реплики словно разгадка шифра. "Васса говорит: я на суде молчать не стану, я все скажу. Но Сергей Петрович говорит: а я тоже молчать не стану и тоже скажу. И удивительно, она говорит: тебе сказать нечего. Он говорит: есть, есть и я скажу. Это всегда остается в тайне, что же он скажет, Сергей Петрович, в свое оправдание или в обвинение обстоятельств, среды. Что-то ему есть что сказать. Это бездна человеческой души. Минотавр тоже был не просто чудовищем. Он был сыном царя", – рассказал режиссер, заслуженный артист РФ Игорь Яцко.

Для режиссера принципиально важно работать со второй редакцией пьесы. Этот поздний текст Горького режиссер считает духовным завещанием писателя. И вот его послание: как бы ни было трудно, сила жизни и сила веры приведут к Свету.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация