6 июня 2023: Квартет dis/con/sent, несмотря на состав и название, идет на лад!
Последний в нашем обозрении аудионовинок – по крайней мере, на обозримое будущее, проект с португальским участием. И снова – в основе своей струнные инструменты, даже можно сказать – струнный квартет. Правда, не классического гайдновского состава, а две скрипки, они же – альты, виолончель и контрабас. И еще: как вчера говорилось, контрабас был унаследован новой импровизационной музыкой от джазовой практики. А уже от новой академической музыки – расширение исполнительских возможностей струнного квартета.
На днях, 14 июля, в день взятия Бастилии, телеканал Mezzo порадовал концертом Ensemble intercontemporain, основанного еще Пьером Булезом в 1976 году. В программе этого концерта под девизом Tribute to Basquiat, о котором можно стоило бы поговорить отдельно, было "визионерское" сочинение американца Джорджа Крама (George Crumb) "Черные ангелы" (Black Angels), в котором струнники играют смычками не только на своих инструментах (с электроусилением), но и на бокалах с водой и на большом оркестровом там-таме. И еще подают реплики голосом. И, тем не менее, все "примочки" остаются лишь продолжением саунда струнного квартета. Так и в нашем сегодняшнем коллективе первый скрипач Дитрих Петцольд (Dietrich Petzold ) играет еще и на альте, клавикордах и – вместо там-тама – кусках металла. Но, как и у Крама, они не противопоставляются академическому звукоизвлечению. Не зная об этом, можно эти "дополнительные инструменты" и не заметить. Проект называется "dis/con/sent", книжным английским словом, примерно как "Не-согла-сие".
На фестиваль в австрийском местечке Ульрихсберг, который проходил с 30 апреля по 2 мая 2021 года, несмотря на все ограничения пандемии, был приглашен знаменитый в новоджазовых кругах дуэт отца и сына Родригеш (Rodrigues) – Ernesto (в этой программе – альт) и Guilherme (виолончель). К ним присоединились двое немцев – упомянутый уже Петцольд и контрабасист Матиас Бауэр. (Matthias Bauer) В спонтанных композициях квартета "Не-согла-сие" определенно чувствуется, что отдельные эпизоды продуманы заранее. Что не удивительно, когда в проекте отец и сын Родригеши. По музыкальному языку это тот ХХ век, который не устарел и в XXI-oм, и заставляет вспомнить струнные квартеты Бартока или в отдельных лирических эпизодах – даже Шостаковича.