"Древесные узоры". В усадьбе "Кусково" – выставка об искусстве декорирования мебели
Искусству создания деревянных мозаик – маркетри – посвятили выставку в усадьбе "Кусково". Там представлена мебель, созданная и украшенная лучшими мастерами своего времени. С подробностями – Юлия Струкова.
Маркетри, или древесная мозаика – от французского "марке" – означает размечать, расчерчивать. Рисунок сначала наносился на поверхность, затем из малюсеньких деревянных кусочков разных форм и фактур набирался рисунок. Маркетри было подсмотрено русскими мастерами у французов и англичан. И особо популярным стало в России в конце XVIII века – времени расцвета мебельного производства. Столики ломберные часто встречались в усадьбах. А произведения такой формы, похожей на фасолину, называли бобик. Иногда на них изображали пасторальные мотивы.
"Учитывая, что стол происходит из исторической коллекции Останкинского дворца, владельцем которого был граф Николай Петрович Шереметев, и стол находился в проходной галерее около репетишной комнаты актеров – здесь можно предположить, что это зашифрованное любовное послание было адресовано первой певице театра Прасковье Жемчуговой, которая позже стала графиней Шереметевой", – рассказала главный научный сотрудник научно-хранительского отдела музея-заповедника "Останкино и Кусково" Ирина Ефремова.
Чайные столики – любимый объект мастеров маркетри – пришли из французского великосветского быта. Они предназначались для маленьких фарфоровых сервизов на одну или две персоны. Сервизы именовали "дежоне" от французского "завтрак".
Столики легкие и изящные – под силу перенести даже барышне. Екатерина II обожала маркетри. Ее придворный мебельщик Христиан Мейер обладал своим почерком – вот тончайшие арабески и цепочки проросшего зерна. Но подписывать свои творения у краснодеревщиков было не принято. И этот стол, на крышке которого панорама Кусково, единственный, где мастер оставил надпись – "наклеивал Никифор Васильев".
"Что значит наклеивал? Это мельчайшие образцы различных пород дерева, которые накладывались на более простую основу. В частности, на этом столике основа – дуб, а маркетри было из клена, мореного клена, груши, палисандра, самшита, пальмы – всего 10 пород различных деревьев", – поделилась заместитель директора по научной работе музея- заповедника "Останкино и Кусково" Людмила Сягаева.
Сложнее всего было воспроизвести мельчайшую гравюру. Она была создана по заказу Петра Борисовича Шереметева. По легенде Никифор Васильев работал над этим столом несколько десятилетий и даже потерял зрение. Ведь воспроизводились в дереве не только панорама и точная графика, но и подписи, и герб. Правда, подтверждений легенде пока так и не обнаружили..