13 июня 2023, 16:35 13 июня 2023, 17:35 13 июня 2023, 18:35 13 июня 2023, 19:35 13 июня 2023, 20:35 13 июня 2023, 21:35 13 июня 2023, 22:35 13 июня 2023, 23:35 14 июня 2023, 00:35 14 июня 2023, 01:35 14 июня 2023, 02:35

История художника Нам Джун Пайка – на фестивале Beat Film Festival

  • Картинка
  • История художника Нам Джун Пайка – на фестивале Beat Film Festival
  • Картинка
    История художника Нам Джун Пайка – на фестивале Beat Film Festival
  • История художника Нам Джун Пайка – на фестивале Beat Film Festival
Нам Джун Пайк – художник-трикстер, неожиданно для себя ставший пророком эпохи новых медиа.

"Луна – это первый телевизор", – утверждал Нам Джун Пайк. В программе Beat Film Festival – история основоположника видео-арта. Его называют создателем и одновременно одним из главных критиков цифровой культуры. Станислав Анисимов посмотрел кино.

Изобретатель видео-арта, корейский художник Нам Джун Пайк понимал, что телевидение – это мощнейший медиум, способный контролировать общество в целом и отдельного человека в частности. Поэтому он и решил подвергнуть его деконструкции. Знаменитые видеостены – сегодня уже общее место в декорациях телешоу, витринах магазинов, медиафасадах – это его изобретение. Как и фраза, ставшая названием одной из инсталляций: "Луна – это первый телевизор. "Луна – это как проектор, действительно. Плюс Луна влияет на Землю. И вот этот момент обратной связи был для него всегда важен", – заметил искусствовед Кирилл Светляков.

Так же, как и буддийская философия, через которую была пропущена теория современных ему медиа. Изображение на телевизионном экране можно превратить в арт-объект, просто поставив на телевизор магнит. Работавшие с Пайком инженеры возмущались: мы столько лет бились над улучшением картинки на экране, а он все портит! Не совсем так: скорее, Пайк отказывается от власти электронных образов, от их статичного восприятия и от жестких границ в искусстве. И находит свой телевизионный дзен. "Он работал не только с телевизором, как скульптурой и изображением, но и с характером изображения, и этот виртуальный момент его очень интересовал", – пояснил Кирилл Светляков.

А также он работал с новыми возможностями, о которых мечтал еще Сергей Эйзенштейн: монтаж изображения в прямом эфире, его бесконечные трансформации. Телевизионный перформанс "Глобал Грув" открывался заявлением: "Видео – пейзаж завтрашнего дня, когда вы сможете переключиться на любую станцию Земли, и тв-программы будут толстыми, как телефонная книга Манхэттена". Сегодня это уже даже не телевидение. "Ютьюб" с его бесконечным видеопотоком. "Конец 60-х – начало 70-х годов – это эпоха телевизионного авангарда, в том числе и на самом телевидении. Здесь начинается обмен между арт- и телеиндустрией, мощнейшей, которая формируется", – рассказал Кирилл Светляков.

Нам Джун Пайк – художник-трикстер, неожиданно для себя ставший пророком эпохи новых медиа. Он любил повторять: "Это не я создаю искусство, искусство создает меня". Но к этому остается только добавить: не забудьте выключить телевизор.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация