На Beat Film Festival показали документальную картину "Линч/Оз"
На Beat Film Festival показали документальную картину "Линч/Оз". Знаменитая музыкальная киносказка 1939-го года "Волшебник страны Оз" оказала большое влияние на творчество Дэвида Линча. Так ли это? – узнаем у Станислава Анисмова.
Дэвид Линч, по его собственным словам, никогда не был киноманом, но в любви к мюзиклу "Волшебник страны Оз" Виктора Флеминга признавался неоднократно. В документальной ленте "Линч/ОЗ" – это попытка найти цитаты из известного киномюзикла в работах загадочного режиссера.
Провалившийся в прокате киномюзикл стал культовым, после того как его начали показывать по телевидению – культурный код нескольких поколений кинематографистов, среди которых и Дэвид Линч.
Режиссеры и кинокритики размышляют о сновидческой природе работ Линча. Дороти из Канзаса привиделся Изумрудный город и дорога из желтого кирпича, а что привиделось героям Линча? Путешествие во сне как сквозной мотив истории, и тут же, как продолжение дискуссии, цитаты из знаменитых киноснов.
Режиссер фильма Александр О. Филипп известен своими киноведческими документалками. В его послужном списке картина о фильме "Чужой", картина о Хичкоке и даже кинематографическое исследование зомби в массовой культуре.
Внимание к кадру и его нестандартная трактовка. Крупные планы в фильме "Волшебник страны ОЗ" слегка разрушают иллюзию – перед нами театральный грим. С этой условностью приходится мириться, а в фильмах Линча – это прием, добавляющий иллюзорности происходящему и немного ужаса перед загадочными героями.
"Как хорошо, что Дэвид Линч не дает ответов на свои загадки. Он оставляет нам так много пространства для интерпретаций и исследования", – комментирует режиссер Александр О. Филипп.
Волшебник страны Оз прятался за занавеской, изначально персонажи сказки слышали только его голос, существующий отдельно от самого героя. Такая же иллюзия, как и пение под фонограмму в фильмах Линча, когда голос и исполнитель не принадлежа друг другу.
По сути "Линч/Оз" – фанатское кино. Его зритель – не искусствоведы, не киновед, а любители линчевских загадок, которые кроются за занавесками в его фильмах. Смотреть такую ленту – одно удовольствие: постоянно открываешь для себя что-то новое. А на вопрос, знал ли сам режиссер, что у него в картинах все так сложно устроено, получаешь однозначный ответ: да какая разница. Кино – это еще и аттракцион, в том числе и интеллектуальный.