Обломки "Титаника" притянули к себе субмарину с миллиардером на борту
"Шанс выйти за рамки повседневной жизни и открыть для себя что-то действительно экстраординарное", – такими строками частная компания OceanGate зазывает к себе клиентов — тех, кто готов отдать 250 тысяч долларов за восьмичасовое погружение к обломкам "Титаника". Правда, в этот раз экспедиция на шестиметровой субмарине ко дну Атлантики затянулась.
Начата поисково-спасательная операция, которую проводят американские власти. Судно с субмариной на борту вышло в субботу из канадской провинции Ньюфаундленд. Оно проследовало 600 километров по Атлантическому океану на восток – к месту крушения "Титаника".
Пассажирский лайнер компании White Star Line потерпел крушение в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года после столкновения с айсбергом. Трагедия унесла жизни полутора тысяч человек. В основном они погибли от переохлаждения. На шлюпках спаслись всего 712 пассажиров и членов экипажа. После столкновения судно развалилось на две части, которые опустились на морское дно. "Титаник", гибель которого до сих пор сопровождают мистические теории и домыслы, находится на глубине почти в четыре километра. И вот уже не одно десятилетие он привлекает состоятельных туристов со всего мира.
Что именно пошло не по плану в этот раз, до сих пор загадка. Известно лишь, что частная субмарина сделана из углеродного волокна и титана, шесть метров в длину. Под водой может провести максимум 96 часов. Рассчитана на пять человек.
И хотя компания не раскрывала имена тех, кто сейчас находится в заложниках у моря, на глубине в четыре километра, по данным прессы, может быть британский миллиардер Хэмиш Хардинг, который в прошлом году слетал в космос на аппарате Джеффа Безоса. Любопытство, которое испытывают такие туристы, на грани разумного. Ведь судно так и не было зарегистрировано властями. И это прямо прописывалось в договоре.
"Это экспериментальное судно, которое не было сертифицировано каким-либо регулирующим органом, а потому его использование может привести к физическим травмам, инвалидности или смерти", – говорит Дэвид Поуг, журналист телеканала CBS.
По словам экспертов, эксплуатация такого судна – нарушение всех существующих норм. Ведь подводные лодки, даже частные, должны быть зарегистрированы в американском бюро судоходства. Как удалось обойти процедуру – опять же неизвестно.
"Я не могу не подметить, что очень много составных частей этой субмарины, кажется, просто придумали на коленке. Это полная импровизация! – добавляет Дэвид Поуг.
"Мы управляем субмариной при помощи джойстика от игровой приставки. Главное, что сама конструкция надежна. Все остальное — двигатели, проблесковые маячки, свет — может дать сбой. Но вы все равно будете в безопасности", – уверяет Стоктон Раш, генеральный директор OceanGate.
Выглядит эта риторика неправдоподобно. Но даже если поверить в неё, то, по словам экспертов, при потере связи экипаж должен незамедлительно принять меры, иначе время будет играть против него.
"Первое правило: когда есть серьёзный отказ, – а потеря связи — серьёзный отказ, – командир аппарата принимает решение о всплытии. Это безапелляционно. И когда аппарат всплывает, у него есть средства оповещения", – заявил профессор Анатолий Сагалевич, исследователь Мирового океана.
Но после потери связи подлодка так не вышла на поверхность даже спустя отведенные на это 120 минут. Поисково-глубоководные средства, необходимые для нахождения субмарины, есть лишь на нескольких исследовательских кораблях, идти которым до "Титаника" несколько суток. Из тех самых заявленных 96 часов остаётся всё меньше.