Трубы со стройки и непотопляемый воздушный пузырь: как устроен батискаф "Титан"
"Присоединяйтесь к нашей следующей экспедиции! Знакомство с "Титаником" – нет ничего подобного этому!" С такой рекламой погружение в историю хорошо продавалось. В тесном батискафе свободных мест никогда не было. Вот и сейчас он загружен по максимуму – 5 человек на борту. И третьи сутки с ними нет связи.
Это последние фотографии аппарата, сделанные в воскресенье перед погружением. Бостонская береговая охрана заявила, что район поиска – на чрезвычайном удалении от берега. Время сейчас не на их стороне. Полторы тысячи километров от американского берега. Речь еще и о запредельных глубинах: "Титаник" лежит на 4 км под водой, где-то там и батискаф "Титан", который повез туристов.
"Из-за худшей за последние 40 лет зимы на острове Ньюфаундленд эта миссия, вероятно, станет первой и единственной пилотируемой миссией к "Титанику" в 2023 году. Только что открылось погодное окно – мы собираемся завтра попробовать погрузиться. Вчера мы отплыли из Сент-Джонса и планируем начать погружение около 4 утра завтрашнего дня". Последнее сообщение в соцсетях Хэмиш Хардинг написал перед погружением. Миллиардер и большой любитель экстрима, владелец авиационной компании, он бывал на орбите космическим туристом, ставил рекорды по полету вокруг Земли. На этот раз собрался к "Титанику". Расписался вместе со всеми участниками экспедиции и сделал фото на память.
За сутки спасатели обследовали акваторию размером со штат Коннектикут. Безрезультатно. Хотя в район стянуты и суда, в том числе коммерческие, и самолеты, в том числе разведчики ВВС США и ВВС Канады. Они – для охоты за подводными лодками, а сейчас сбрасывают на воду радиолокационные буи, чтобы услышать хоть малейший сигнал небольшого батискафа.
"Судно спроектировано так, чтобы поддерживать жизнедеятельность 96 часов, если на борту возникнет чрезвычайная ситуация. Мы используем это время максимально, чтобы найти судно", – заявил Джон Могер, контр-адмирал береговой охраны США.
Помимо британского миллиардера Хардинга на борту – пакистанский бизнесмен Шахзада Давуд вместе с сыном. А вез их к "Титанику" Мистер Титаник – так прозвали легендарного Поля-Анри Наржоле, офицера ВМС Франции. Больше, чем этот французский-подводник, к "Титанику" никто не плавал. 30 с лишним погружений, он был и в составе самой первой экспедиции, которая погружалась еще в 1987 году.
Это был 8-дневный тур. Два дня от канадского острова Ньюфаундлен до места гибели "Титаника". Путешественников доставляет так называемое материнское судно, и уже с него на точке все грузятся в батискаф – начинается 4-часовое погружение. Связь с аппаратом пропала через 1 час и 45 минут, то есть на половине пути.
"Это очень тревожно, учитывая временные рамки. Есть оптимистичный вариант – это может быть потеря соединения с поверхностью, и батискаф продолжает работать без связи со своим материнским кораблем. Но могла произойти и авария, они могли запутаться в обломках "Титаника". Могло произойти катастрофическое крушение. Ответы мы пока не знаем", – сказал Крис Пэрри, адмирал ВМС Великобритании в отставке.
Туристов не просто катали к "Титанику" – это как путешествие на другую планету. На глубине в 4 км нет света, температура в районе ноля и давление воды, способное раздавить все живое. Батискаф, который их везет и защищает, – 7 метров в длину и в ширину меньше трех. Там нет кресел, все сидят на полу босиком. Конструктор батискафа, он же – основатель компании "Океанские ворота" Стоктон Раш тоже был на борту.
"В конструкции батискафа использовали, например, найденные на стройке свинцовые трубы. Человек, который построил эту субмарину, сказал мне, что такие вещи звучат нелепо, но главное – капсула держит и людей, и воздух. Система разработана космическим институтом НАСА. Что меня беспокоит, что у этой штуки 7 разных путей, чтобы вернуться на поверхность. Непотопляемый воздушный пузырь, пропеллеры... Почему аппарата нет на поверхности? Один из вариантов, что они зацепились за что-то или могла быть утечка", – рассуждает журналист Дэвид Пог.
Журналист Дэвид Пог сегодня – во всех новостях. Он тоже погружался в этом же батискафе год назад. Сохранился репортаж, как разместился телевизионщик в капсуле без окон и как удивился, когда увидел, чем она управляется: "Мы управляем этой штукой пультом от приставки!"
Батискаф под водой, как слепой котенок. Ведет его командами сверху материнское судно, и команды эти не всегда точные, по рассказам бывалых.
"Аппарат под водой, и непонятно, где он относительно "Титаника". "Титаник" может быть справа, а может быть слева. Они ничего не видят, там окон, кроме одного крошечного иллюминатора на конце. Люди на корабле, который наверху, смотрят вниз и подсказывают батискафу: "Титаник", например, правее вас на 100 ярдов. Они направляют субмарину. Почему мы потерялись прошлым летом? С корабля нам давали неверные команды, мы потратили целый день на поиск "Титаника", и пассажиры, которые заплатили по 250 тысяч долларов, так "Титаник" и не увидели", – вспоминает Пог.
Туркомпания гарантий не дает. Каждый, кто отправлялся на "Титане" к "Титанику", подписывал бумагу, что делает это на свой страх и риск. Газеты узнали: в договоре есть уточнение, что судно – экспериментальное, никем не сертифицированное. Проблема в том, что таких глубоководных аппаратов на планете всего три. Даже если "Титан" найдут, доставить спасателей на глубину в 4 км быстро будет непросто. Кислорода в батискафе осталось меньше чем на двое суток.