В Мариинском театре завершился фестиваль в честь Игоря Стравинского
В Мариинском театре завершился фестиваль в честь композитора Игоря Стравинского. Один из вечеров посвятили одноактным балетам – "Петрушка" и "Жар-Птица". Их увидела Екатерина Грициенко.
Жар-Птица, которая поднялась над целым миром. Ее крылья – это музыка в буйстве оркестровых красок. Ее полет – то самое мгновенье, остановить которое способно лишь искусство. Фантастический образ воплотился в балете благодаря Сергею Дягилеву. Для "Русских сезонов" ему не хватало русской сказки. Партитуру великий импресарио предложил написать малоизвестном композитору Игорю Стравинскому.
Премьера "Жар-птицы" состоялась 25 июня 1910 года в Гранд-опера. Собрался весь европейский бомонд. В зале были Марсель Пруст, Морис Равель, Клод Дебюсси, Сара Бернар. Неплохой список гостей. Все стали свидетелями колоссального успеха. Новая эпоха балетного театра и триумф русского композитора.
Уже через год после "Жар-птицы" появился "Петрушка". В буквальном смысле – родился из музыки. Пьесу для фортепьяно с оркестром Стравинский создал забавы ради. Сочиняя, представлял игрушечного плясуна, который внезапно сорвался с цепи. Закончив странный отрывок, композитор часами гулял вдоль озера. И вдруг его осенило – этот персонаж – Петрушка. Несчастный герой всех ярмарок, всех стран.
Композитор показал музыку Сергею Дягилеву. Тот одобрил и предложил привлечь к делу – как художника и сценариста – Александра Бенуа. Любителя петербургской старины. Так на сцене появились карусели, ярмарки, потешные балаганы.
"Эта сцена – она получается как шкатулка, в которой происходит какое-то действие. И как картинка, шкатулка полна за другой открывается, закрывается", – поделилась первая солистка балетной труппы Мариинского театра Рената Шакирова.
Главные герои исполняют кукольную хореографию. При этом они – носители человеческих страстей. Жестокий арап, пленительная Балерина, измученный Петрушка. Любовный треугольник превратил игру в психологическую драму. Люди – лишь марионетки в руках судьбы.
Спина согнута, руки словно плети. Ломаный танец построен как бы вовнутрь. Угнетенный, пропитанный покорной горечью Петрушка похож на персонажей Пушкина и Гоголя. Хрупким и нервным его образ делает партитура – лишенная приятных мелодий.
Трагедию маленького человека в ее вселенском масштабе отразил первый исполнитель роли Вацлав Нижинский. Безумие гениального артиста сделало его Петрушку легендой. Герой погибает от удара саблей. Но умирает лишь кукла. А душа витает над театром и грозит всем, кто поверил в ее смерть.
"Каждый новый день начинается заново. И в новом представлении Петрушка снова появляется. Он бессмертен. Это такой круг ада – каждый новый день родиться Петрушкой – и умереть", – пояснил первый солист балетной труппы Мариинского театра Александр Сергеев.
Человек с тысячью лиц – такое прозвище Игорь Стравинский получил от современников. Его сравнивали с Фокусником из балета Петрушка. Он легко тасовал жанры и стили – подчинял их правилам своей игры.