В омском центре "Эрмитаж-Сибирь" проходит семинар реставраторов
В омском центре "Эрмитаж-Сибирь" проходит научно-практический семинар для реставраторов и искусствоведов. Его центральная тема – изготовление и изучение шлифов – тонких срезов, по которым определяют состав красок. Репортаж Динары Шамец.
С нужного фрагмента картины тончайшей иглой снимается миллиметровая частица красочного слоя. Эту песчинку помещают в смесь из прокалённого хлорида и оксида магния – так называемого цемента Сореля. Состав быстро застывает, его полируют, и шлиф готов.
"Это можно делать, когда картина подвергается реставрационным операциям: когда удаляются какие-то слои, когда с картины снимается подрамник, и на краях красочного слоя можно безболезненно взять микропробу", – пояснила ведущий научный сотрудник Государственного научно-исследовательского института реставраторов Светлана Писарева.
Метод, говоря языком медиков, – малоинвазивный. Картины не травмируются, зато информации такая крупинка даёт максимум. В свете поляризационного микроскопа изображение, с которого можно транслировать на экран, профессионал увидит пигменты, лаки, смолы. Шлиф поможет установить авторство и даже подлинность полотна.
"Шлифы – очень тонкий срез, который позволяет увидеть, как работал художник. Это является базой конкретного эталона, поэтому мы получаем научный паспорт на картину. Это становится уже таким эталонным произведением, на которое потом будут опираться другие специалисты из других музеев и даже, может быть, из другой страны, которые изучают конкретного художника", – рассказала заведующая отделом реставрации графики и тканей Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Татьяна Масюк.
Специалисты лаборатории московского НИИ реставрации в залах и фондах Омского музея изобразительных искусств отбирают экспонаты для микропроб. Особенно внимательно изучают работы художников ХХ века: Давид Бурлюк, Кузьма Петров-Водкин. Это "Ладьи" – одно из ранних полотен Николая Рериха. В составе пигментов нет еще гималайских минералов и трав, как в поздних работах мастера. А вот на этюде Василия Кандинского "Церковь в Мурнау" – сразу три желтых краски.
"Мы обнаружили очень интересный пигмент – неаполитанское желтое. Вообще этот пигмент имеет давнюю историю. Он использовался в классической живописи с конца XVII века, очень широко был распространен в XVIII веке. Можно сказать, что это – пигмент XVIII века. И у Кандинского мы тоже обнаружили еще в двух работах этот пигмент. У других художников русского авангарда мы этот пигмент не нашли. Для нас это тоже, вы знаете, показатель не только времени, но еще и авторства", – дополнила Светлана Писарева.
Взятые в Омске пробы пополнят каталог шлифов ГОСНИИРа. За 15 лет работы по этой методике удалось собрать свыше тысячи мини-образцов, которые дают максимум информации.